dorogagizni.ru

Михаил Каштан. Член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ


Михаил Каштан

Фото журнала "АвиаСоюз"


26 ноября, - Одним из наиболее авторитетных специалистов и руководителей в отечественной авиации является член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председатель Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ Михаил Иванович Каштан. 26 ноября 2015 г. ему исполнилось 60 лет.

Михаил Каштан имеет многолетний и разнообразный опыт работы в авиационной области. Окончив в 1977 г. с отличием и золотой медалью Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, он в течение более 20 лет проходил службу в строевых частях Военно-воздушных сил: от летчика-штурмана вертолета Ми-8 до заместителя командира вертолетной эскадрильи, стал военным летчиком 1 класса. В 1981-1982 гг. Михаил Каштан участвовал в боевых действиях на территории Афганистана. Выполнил 388 боевых вылетов.

Следующий этап жизни М.И. Каштана связан с научно-педагогической деятельностью. В 1987 г. он с отличием окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, а в 1990 г. - адъюнктуру с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата военных наук. С 1990 г. - преподаватель, а с 1994 г. - начальник кафедры тактики армейской авиации, доцент. Автор около 100 научных публикаций в области совершенствования тактики армейской авиации и авиации сухопутных войск. Имеет воинское звание - полковник.

В 2000-2011 гг. М.И. Каштан находился на гражданской государственной службе в Росавиакосмосе, Федеральном агентстве по промышленности, Минпромторге России, работая соответственно начальником отдела, заместителем начальника Управления авиационной промышленности, заместителем директора Департамента авиационной промышленности. Он активно участвовал в разработке проектов Федеральных целевых программ и других нормативно-правовых документов в области авиационной деятельности, в том числе, экспериментальной авиации, поддержания летной годности, обеспечения безопасности полетов.

В последние годы свой богатый профессиональный опыт, фундаментальные знания и организаторские способности Михаил Иванович успешно реализует в качестве члена коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председателя Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ. В коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации он курирует вопросы формирования и выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа в сфере авиации. Им подготовлено более 10 поручений Правительства Российской Федерации.

О деятельности Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ по рассмотрению, обсуждению и принятию соответствующих мер по решению актуальных вопросов авиационного обеспечения обороноспособности нашей страны М.И. Каштан рассказывал в журнале «АвиаСоюз».

В авиационном сообществе Михаил Иванович Каштан пользуется большим авторитетом и уважением, его отличает высокий профессионализм и деловитость, уважительное отношение к коллегам. За боевые и трудовые заслуги он награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз», а также редакция AVIA*RU Network и Aviation EXplorer поздравляют Михаила Ивановича Каштана с юбилеем и желают здоровья, благополучия и успехов на благо нашей страны!

Сегодня в гостях у журнала «Экономика и управление в машиностроении» заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Иванович Бочкарев.

Наша справка:
Олег Иванович Бочкарев
Заместитель председателя Военно- промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
Родился 21 ноября 1961 года в г. Новосибирске. После окончания Челябинского политехнического института в 1984 году работал мастером производственного участка на «Заводе электромашин» (в последствии преобразован в ОАО «Электромашина»), старшим мастером, начальником цеха, заместителем генерального директора.
В 1998 году собранием акционеров избран генеральным директором ОАО «Электромашина». При его непосредственном участии в 2006 году была создана вертикальная интегрированная структура ОАО «Научно-производственное объединение «Электромашина». С должности генерального директора ОАО «Научно-производственное объединение «Электромашина» назначен членом Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. 4 февраля 2013 года утвержден заместителем председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
Кандидат экономических наук. Подполковник запаса. Действительный государственный советник РФ 1-го класса.

Роман Голов: Добрый день, Олег Иванович. В настоящее время Вы являетесь заместителем председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. Расскажите, пожалуйста, вкратце для наших читателей о ее основных задачах и функциях в контексте развития оборонно-промышленного комплекса России.

Олег Бочкарев: Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации обладает достаточно широким спектром функций. Детальное описание каждой из них займет много времени, поэтому я расскажу о главной ее функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и предприятий оборонно-промышленного комплекса с целью решения единой задачи создания надежного оборонного щита нашего государства. Каждая из сторон этого взаимодействия решает задачи в рамках своей компетенции. Промышленность разрабатывает и производит военную технику, Минобороны и другие силовые ведомства выступают в качестве заказчиков этой продукции.
Они формируют технические задания, критерии эффективности, объемы производства. Министерство промышленности и торговли РФ, а также другие федеральные агентства и ведомства отвечают за готовность предприятий выполнить задачи государственного оборонного заказа в нужных количествах, в положенные сроки, с требуемым уровнем технических и качественных характеристик.
Развитие оборонно-промышленного комплекса подразумевает взаимодействие, координацию предприятий промышленности в государственных корпорациях «Ростех»1 и «Росатом». Интеграция предприятий в различные корпоративные структуры сегодня является одной из главных тенденций в российской промышленности. Так, уже создано более 60 интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, наиболее значимыми являются Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского», концерн ПВО «Алмаз-Антей»ь и другие. Учитывая сложность архитектуры оборонно-промышленного комплекса, нашей задачей является выработка единого вектора действий, направленного на реализацию задач, поставленных государством. В первую очередь это задачи, определенные указами Президента Российской Федерации. На уровне Правительства Российской Федерации важнейшие задачи формируются в главном для нас правительственном документе - государственном оборонном заказе.
Все остальное - это текущая сложная и многогранная работа, которая базируется на глубоких технических, организаторских и управленческих знаниях, а также на авторитете, который имеет Военно-промышленная комиссия. В ее составе работают лучшие кадры: число постоянных членов ВПК составляет 9 человек. Соответственно, Вы можете представить, какой объем информации нам необходимо перерабатывать, чтобы те решения, которые мы принимаем коллегиально на заседаниях Военно-промышленной комиссии, были правильными, верными и реализуемыми. При этом Военно-промышленная комиссия очень внимательно отслеживает реализацию принятых решений.

Р.Г.: Со сменой руководства в Министерстве обороны мы все наблюдали значительные изменения в сфере государственного оборонного заказа. Как Вы оцениваете текущие темпы научного и производственного развития отечественного оборонно-промышленного комплекса России?

О.Б.: Как Вы знаете, за последний год произошли существенные изменения в Министерстве обороны РФ. Эти изменения у самого крупного государственного заказчика, связанные с приходом нового руководства, восприняты позитивно со стороны всего ОПК. Сегодня наводится системный порядок, ликвидируются те неправильные, неудачные решения, которые имели место быть в прошлом. Выстраивается нормальный диалог между заказчиком и промышленностью. Меньше становится ценовых войн, хотя, конечно, в целом проблемы никуда не исчезли: так не бывает, это не туман, который с восходом солнца исчезает. Но в целом эти изменения очень положительны. Среди таких изменений — более короткие сроки размещения государственного оборонного заказа. По поводу текущего темпа научного и производственного развития ОПК надо сказать следующее. За период более 20 лет оборонка не имела достаточных возможностей для научно-производственного и технического развития. Те реформы, которые были проведены в начале 2000-х годов, - это были только первые шаги, которые, разумеется, не могли сразу решить накопленный груз проблем предыдущего десятилетия. Более значимый объем инвестиций стал поступать в ОПК после 2008 года. Сегодня, в условиях высоких темпов финансирования оборонной промышленности, появились первые результаты этого развития. Но нам еще нужно очень много времени для того, чтобы преодолеть то отставание, которое возникло в сложное для Российского государства время перехода из одного общественного строя в другой, и тех реформ, которые наша страна исторически была вынуждена пройти. Экономика предприятий управляется сегодня более эффективно и сами предприятия начинают инвестировать в свое развитие. Но, как в любой работе, есть проблемы, есть текущие нестыковки - это нормальная техническая работа. Лучше заниматься такими проблемами, чем искать выходы из безнадежности и бесперспективности. Поэтому к 2020-му году выйдем на достаточно хороший уровень в развитии ОПК.

Р.Г.: В структуре оборонно-промышленного комплекса сейчас развивается значительное число проектов создания новых образцов вооружений и военной техники. Какие из этих проектов Вы могли бы выделить в качестве наиболее приоритетных и перспективных?

О.Б.: В настоящее время в ОПК разрабатывается значительное количество приоритетных образцов вооружений. Здесь читателям нужно понимать, что разработка новых образцов вооруженной техники - это достаточно закрытая деятельность, и нет возможности рассказывать в деталях о проектах и их характеристиках по причине секретности. Главное нашим гражданам надо знать, что все основные стратегии развития обороны государства, отражение угроз сегодняшнего и завтрашнего дня — все они осмыслены и заложены в требованиях к новым образцам техники и вооружений, которые разрабатываются сегодня промышленностью. И уже есть первые результаты. Создан ряд образцов техники. Часть техники прошла государственные испытания, принята на вооружение и встала сегодня на боевое дежурство. К примеру, оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». Вы видели, наверное, летом очень большое мероприятие, когда вооруженным силам сдали на боевое дежурство первую бригаду этих комплексов. РК «Искандер» - мощное современное оружие, которое достойно займет значимое место в системе обороны нашего государства. Можно привести другие примеры. Для более ясного понимания скажу, что существует перечень наиболее значимых проектов, так называемый президентский ряд. В него входят наиболее важные образцы вооружений, формирующие военную мощь Российского государства, его геополитические возможности. По этим вопросам контроль и требования жесточайшие со всех уровней власти: и со стороны структур Президента Российской Федерации, и со стороны структур Правительства Российской Федерации, и, безусловно, со стороны Военно-промышленной комиссии как главного интегратора и ответственного за реализацию данной задачи.


Р.Г.:
Одной из острых проблем постсоветского машиностроения в целом является высокая степень технического износа и морального устаревания оборудования действующих заводов. Хотелось бы узнать Ваше мнение о текущем состоянии производственного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Насколько динамично осуществляется техническая модернизация промышленного оборудования, какие существуют препятствия в этом процессе и как они преодолеваются?

О.Б.: Износ и морально устаревшее оборудование - это факт сегодняшнего дня. В начале двухтысячных годов амортизация, которая включалась в цену продукции военного назначения, составила меньше, чем 0,1 %, можно представить, насколько наши основные фонды были изношены. Эта цифра для профессионалов говорит обо всем. Сегодня у нас амортизация уже составляет на некоторых предприятиях до 8–10 %. Это указывает на то, что в промышленность пришли новые станки, оборудование и технологии. Я думаю, что амортизация - это очень хороший показатель реальной картины состояния предприятий: амортизация в цене была 0,1 % а сейчас - 10 %. Это указывает на то, что мы наращиваем темпы технического развития предприятий. Препятствия в этом процессе, о которых Вы говорите - их нет. Все настроены на сотрудничество, все понимают, что нужна современная новая технология, которая
позволила бы нам производить более качественную продукцию. Нужно сокращать трудозатраты, заниматься энергоэффективностью новых производств, снижать материалоемкость производства. Все эти
задачи позволяют решать новые технологии. И второй момент: нужно заниматься организацией управления, эффективность влияет на уровень накладных расходов, которые включаются в цену продукции.

Р.Г.: Одной из многообещающих разработок нашей оборонной промышленности является универсальная танковая платформа «Армата». В конце сентября 2013 года в рамках выставки вооружений Russia Arms Expo-2013 она была впервые продемонстрирована высшему руководству государства. Как Вы оцениваете перспективы ее практического использования в войсках?

О.Б.: В целом произошел очень большой сдвиг в развитии техники для сухопутных войск, и «Армата», которую Вы упоминаете в своем вопросе, - это только один из проектов, которые были разработаны нашими предприятиями. Если говорить про судьбу «Арматы», то она у нее хорошая. Этот комплекс машин получился достойным. На выставке в Нижнем Тагиле мы имели возможность ознакомиться с конкретными действующими образцами этой техники. Председатель Правительства России Д. А. Медведев положительно оценил проделанную работу. Сейчас наши инженеры продолжают работу, надо завершить создание этой техники, провести государственные испытания, как положено по ГОСТам, и только после этого она будет принята на вооружение. В целом эту технику наши соотечественники увидят в 2015 году на параде 9 мая в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Будет проведена замена всей линейки техники сухопутных войск. Созданы базовые шасси - тяжелые, средние и легкие шасси. На них впоследствии будут установлены различные комплексы вооружений. Также хочу заметить, что очень серьезный прорыв сделан в военной автомобильной технике. Безусловно, большим новатором является «КАМАЗ». Много оригинальных конкурентных решений предложено корпорацией «Русские машины», включающей Арзамазский машиностроительный завод и Уральский автомобильный завод, которые тоже не стоят на месте.

Р.Г.: Обсуждая вооружение, хочется вспомнить такую отечественную разработку в области экипировки личного состава, как комплект снаряжения «Ратник». Известно, что по ряду технических параметров он превосходит разработанный на Западе комплект под названием FELIN. В качестве даты начала серийного ввода в эксплуатацию этого экипировочного комплекта называется 2014 год. Хотелось бы узнать у Вас, ка-
кие рода войск будут оснащаться им в первую очередь? Планируется ли повсеместное внедрение данного снаряжения, или оно будет использоваться избирательно в стратегических подразделениях, выполняющих сложные боевые задачи?

О.Б.: По «Ратнику» в этом году мы завершаем государственные испытания. «Ратник» будет принят на вооружение Министерством обороны РФ. Комплекс получился достойным, была проделана очень большая работа предприятиями промышленности. Работа была организована в условиях высокой конкуренции. Приведу для примера цифры: на конкурс представлено более 150 различных элементов для экипировки бойца, а к государственным испытаниям будет допущено чуть более 30 элементов. Понимаете, насколько большим был отсев? Это позволило выбрать лучшие решения, которые соответствуют требованиям Министерства обороны. Министерство обороны заявило, что с 2014-го года планирует закупку 50 000 комплектов данной экипировки.
«Ратник» - не просто новая экипировка, а сложная система. Само слово «экипировка» в данном случае не отражает ее сущность. В «Ратник» входят и оружие, и средства прицеливания, и средства наблюдения, средства управления, автоматизации, обмундирования, бронезащиты, энергообеспечения, медицинской помощи и много всего того, что мы сегодня вкладываем в понятие «экипировка бойца». Если сравнивать «Ратник» с одной из известных западных экипировок FELIN, то последняя - это не целостный комплект экипировки в нашем понимании. FELIN - это система управления бойцом. В нее входят радиостанция, модульная компьютерная система, оборудование для видеосвязи, которыми вооружается конкретный боец, поэтому «Ратник» - это более комплексное решение, чем FELIN, хотя у
FELIN есть отдельные элементы, которые нам, в принципе, интересны, и мы считаем их в какой-то степени
сильнее наших аналогов. В этом плане у нас с французами идет очень плотная работа. Создана совместная
российско-французская рабочая группа. Налажен прямой и хороший контакт. К нам приезжали представители с французской стороны, мы демонстрировали наши текущие разработки. В свою очередь, наши промышленники посетили французские предприятия. Результатом такого сотрудничества может стать конкурентный совместный продукт, который мы договорились предлагать третьим странам.

Р.Г.: По инициативе Военно-промышленной комиссии и лично Дмитрия Рогозина в начале 2013 года была сформирована уникальная инвестиционная структура - Фонд перспективных исследований. По итогам работы его экспертов уже были утверждены к финансированию два крупных проекта: «Солдат будущего» и «Команда 112». Как Вы оцениваете роль и статус этой структуры в контексте инновационного развития ОПК? И планируется ли привлечение в проекты, финансируемые Фондом, частных инвестиций?

О.Б.: Процесс организации и создания Фонда завершен. Выпущены все нормативные документы, структура Фонда сформирована и начала функционировать. К настоящему времени уже есть первые проекты. Я не хочу сейчас вдаваться в какие-либо технические подробности, детали этих проектов.
Они имеют закрытый характер, но в целом могу сказать, что созданы первые прототипы, образцы, сделанные по заказу Фонда. В целом они подтвердили заявленные разработчиками характеристики. Сейчас эта работа продолжается дальше. В целом портфель потенциальных проектов Фонда, перспективных исследований сформировался просто огромный. Научное сообщество, творческие люди, жаждущие участвовать в развитии научно-технического прогресса, очень активно предлагают проекты для Фонда. Сам Фонд был создан по инициативе Военно-промышленной комиссии и лично Дмитрия Олеговича Рогозина, который приложил для этого титанические усилия. В настоящее время он патронирует Фонд, являясь Председателем его Наблюдательного
совета. В его составе подобрана очень хорошая команда единомышленников. Я контактирую с этими людьми, знаю их лично, знаю их профессиональный уровень. Создание такой команды, по моему мнению, позволит достичь очень хороших результатов, которые нужны вооруженным силам. Активно развиваем государственно-частное партнерство.

Р.Г.: То есть можно говорить о формировании некого синергетического эффекта?

О.Б.: Однозначно. Сегодня частный бизнес обладает высоким уровнем прагматизма и деньги просто так не вкладывает. «Я вложил рубль и у меня только один вопрос: когда я получу свои три рубля обратно?» так работает частный бизнес и другой мотивации у него нет. Для него, конечно, превалирует, в первую очередь, свой частный материальный интерес. Поэтому мы подбираем определенные проекты для них, но пока о каком-то полномасштабном привлечении бизнеса говорить не приходится. Понимаете, как правило, частный бизнес приходит с инвестициями в не очень крупные по финансовой емкости сектора. Например, значительная доля частных компаний работает в стрелковой отрасли в рамках частных партнерств. По деньгам такие проекты, конечно, не дешевые, но более-менее подъемны. А вот фактов участия частных компаний, допустим, в судостроении или авиастроении, где требуются огромные инвестиции, почти нет. В этих секторах локомотивом развития является только государство.

Р.Г.: В последние годы в системе ОПК активно обсуждается идея кластерной интеграции предприятий. Касаясь темы инноватики, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу перспектив формирования инновационно-промышленных кластеров, в которые вошли бы технологические и технические ВУЗы и предприятия оборонно-промышленного комплекса.

О.Б.: Инновационно-промышленные кластеры - вещь, конечно, правильная, но я как специалист плохо реагирую на слово «кластер», мне оно не очень понятно. И подозреваю, что это даже не русское слово, поэтому трудно что-либо комментировать. В целом сама суть интеграции, соединения участников из высшей школы, науки и предметного бизнеса - это правильно, и такие союзы обладают хорошим потенциалом. Если над идеей работает один ученый без финансовой поддержки и возможности ее промышленного внедрения, то эта идея зачастую остается невостребованной. Также и промышленные предприятия без новых идей постепенно теряют конкурентный потенциал: сегодня их продукт новый, а завтра конкуренты выпускают технически более совершенный товар, начиная вытеснять с рынка. Сегодня бизнесу надо дружить с инженерами, конструкторами и учеными, поэтому Военно-промышленная комиссия делает все для того, чтобы соединять промышленность и фундаментальную науку, прежде всего Российскую академию наук. Сегодня институты РАН - это те, кто занимается внедрением своих научных разработок в промышленность. Они сотрудничают с НИИ, КБ различного уровня и непосредственно промышленными предприятиями, осуществляющими серийное производство данной продукции. Этот союз вполне можно назвать кластером. В конце концов, важно не конкретное название, а эффективность взаимодействия участников, когда они слышат друг друга, понимают и действуют согласованно. А когда сюда добавляется еще и правильная позиция органов государственной власти, то получается очень хороший результат. Я Вам приводил пример о том, что мы проводили выездное заседание в республике Татарстан, где созданы так называемые кластеры. Один из них создан на основе объединения усилий Зеленодольского завода имени А. М. Горького и образовательных учреждений. В рамках этого взаимодействия были открыты школьные кружки авиамоделирования и судомоделирования. Дети из этих кружков участвуют в различных российских и зарубежных конкурсах, получают медали и награды за изготовление моделей. Следующими участниками этого кластера являются учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования. Создается единая система. Молодежь приходит на предприятия, она не брошена, ею занимаются молодежные организации, наставники, сами менеджеры предприятия. Благодаря такой практике, молодые люди приобретают хорошие рабочие навыки, квалификацию и могут профессионально ориентироваться в производственной системе. Также эффективно решаются волнующие молодежь социальные вопросы: достойный уровень зарплаты и строительство жилья. Это очень важный мотивирующий момент, когда человек имеет качественные профессиональные знания, убежденность в правильности своего выбора, ему нравится эта профессия, и он попадает в хорошую социальную среду. Ему есть где жить и есть на что жить. Вот он и сложился, если хотите так его называть, кластер.

Р.Г.: Говоря о ВУЗах, хотелось бы узнать Ваш взгляд на проблему подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Какие специалисты сегодня наиболее востребованы в ОПК и какие методы используются для их привлечения на предприятия?

О.Б.: Говоря о подготовке кадров, отмечу, что проблем пока остается достаточно много. Мы работаем над проблемой повышения качества подготовки выпускников ВУЗов. Для этого анализируем, с каким образованием абитуриенты приходят из школ, как они проходят обучение, на каких методиках и оборудовании они учатся. Также прогнозируем, какие специальности и профессии нужны. Все эти вопросы находятся под контролем Военно-промышленной комиссии. В том же Татарстане мы провели выездное заседание ВПК по обеспечению кадров оборонки. Нам была представлена большая программа, которую разработало Министерство образования и науки. Были сформированы параметры государственного заказа на специалистов по профессиям, по количеству, по годам. Специалисты появляются не за один день. Конечно, остаются нерешенные вопросы. К примеру, обязательно нужно вернуть в среднюю школу такой предмет, как черчение. Если не имеет школьник начальных навыков черчения, очень трудно потом из этого человека в ВУЗе подготовить инженера высшей категории. Черчение - это основа инженерной профессии. Также нужно увеличить объем преподавания геометрии в средней школе. Сегодня на этот предмет отводится очень мало часов, а инженер без системных знаний в области геометрии - это не инженер. Это просто не серьезно. В системе высшей школы сегодня очень важно вернуться к специальности «экономика промышленности». Сегодня большинство ВУЗов готовят неких экономистов. При этом такой специалист может быть хорошим менеджером, но он абсолютно не понимает алгоритмы промышленного производства, технологий. Он не ориентируется в промышленной сфере, его экономические знания оторваны от реального производственного процесса, где они и должны применятся. Есть и другая крайность - «чистый» инженер, абсолютно не обладающий экономическими знаниями. Он разрабатывает изделие, не учитывая, что оно будет чрезмерно дорогим при производстве. Он не соизмеряет свои технические, инженерные решения с экономической целесообразностью при их внедрении на предприятии. А раньше у нас было по-другому. Были экономисты в промышленности: люди, которые приходили в промышленный сектор и отвечали за экономику. В сферу их компетенций входили вопросы ценообразования, нормирования, трудоемкости, прибыли и убытков этого предприятия, т.е. это целый комплекс задач. Сегодня мы искусственно разорвали профессию экономиста в промышленности на профессии инженера и экономиста. По моим сведениям ряд ведущих технологических и технических вузов уже предпринимают шаги в данном направлении. Например, в Российском государственном технологическом университете МАТИ активно функционируют базовые кафедры, созданные на промышленных предприятиях и в отраслевых научных организациях с целью адресной подготовки специалистов по согласованным учебным планам. Кроме того, отрадно, что там сохранена и развивается парадигма инженерно-экономического образования, воплощенная на инженерно-экономическом факультете, который готовит не экономистов-теоретиков, а управленцев-практиков для российской промышленности. Плюс ко всему, сегодня сам рынок диктует потребность в новых профессиях. Они просто необходимы, потому что рынок образовательных услуг настолько быстр и мобилен, ему нужно так быстро реагировать на появление новых тенденций на рынке труда, что требуется постоянное совершенствование образовательных технологий и подходов к подготовке специалистов для промышленности. ВУЗам нужно учитывать эти факторы и эффективно адаптироваться к этим изменениям, предоставляя своим студентам актуальные и современные образовательные программы, учитывающие текущие технический и технологический уровни развития отраслей народного хозяйства. Считаю, что, приняв правильное решение и не отступая от этой стратегии, за период порядка 3-5 лет в корне поменяем эту ситуацию.

Р.Г.: Напоследок хочу задать Вам достаточно интересный вопрос. В Советском Союзе на предприятиях действовала система наставничества, когда более опытные рабочие обучают молодых специалистов тонкостям профессии. Передача мастерства считалась одним из лучших методов выработки у них профессиональных навыков. Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу развития подобных механизмов преемственности на современных предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

О.Б.: Про наставничество Вы говорите абсолютно правильно, и я Вам приводил пример про Татарстан.
Это нормальная, хорошая советская система. Мы зря отказываемся от того, что у нас было положительного. Что было неправильно, не надо брать с собой в новый этап развития. Но апробированные решения нужно брать на вооружение. Наставничество - это хороший принцип, когда молодой человек приходит в новую сферу, и, чтобы быстро окрепнуть, встать на ноги, рядом с ним обязательно должен быть наставник. Разумные руководители предприятий систему наставничества реализуют и сейчас и получают большой эффект, когда молодой сотрудник быстрее вписывается в рабочий процесс, в производственную цепочку создания ценности и работает эффективно. При этом он и сам зарабатывает, и в целом приносит пользу предприятию.

Р.Г.: Благодарю Вас за интервью. Я уверен, что всем нашим читателям будет интересно узнать о наиболее актуальных событиях и тенденциях оборонно-промышленного комплекса.

Есть ли перспективы у отечественного авиапрома?

"Рынок авиации чрезвычайно конкурентный, поэтому нельзя исключать, что негативная информация о российском авиастроении, распространяемая отдельными представителями политической элиты и рядом российских СМИ, направлена на лоббирование интересов крупнейших зарубежных авиапроизводителей", - заявил член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Михаил Каштан на совместном заседании Экспертных советов по развитию предприятий ОПК и авиационно-космическому комплексу Комитета Госдумы по промышленности.

Мероприятие состоялось под руководством председателей Экспертных советов: Первого заместителя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева и члена Думского Комитета по промышленности Олега Савченко. В заседании приняли участие представители верхней и нижней палат российского парламента, Правительства РФ, крупных профильных общественных организаций, промышленных предприятий, а также независимого экспертного и научного сообществ.

В рамках заседания Владимир Гутенев подчеркнул, что придание гипертрофированного характера даже небольшим проблемам российского авиастроения - проявление в отрасли «сердюковщины». «Даже если есть недостатки – их необходимо решать в рамках обсуждения специалистов, не вынося за периметр страны. Иначе подобные заявления наносят серьезный ущерб экономике страны, сохранению рабочих мест, решению социальных задач. Мы наблюдали, как у наших коллег – депутатов иногда возникают попытки получить политические дивиденды на «костях» нашей промышленности, когда организовывались сборы странных подписей под заявлением, что наша авиация неэффективна. При этом у нас на 18% увеличились объемы продаж вертолетов, растут объемы гражданской авиации, а боевая - фактически является нашим «кормильцем», - заявил он.

Член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Михаил Каштан подчеркнул свое крайне негативное отношение к непродуманным заявлениям, которые отрицательно сказываются на реализации российской продукции на зарубежном рынке.

«Первые лица страны говорят о наших крупных достижениях в развитии авиации, поэтому, естественно, конкуренты проводят жесткое лоббирование своих интересов с использованием всех допустимых и недопустимых методов. Кроме того, неоднократно были случаи, когда публичные люди «очерняли» нашу технику. В этой связи мы получили очень жесткое указание от председателя ВПК Дмитрия Рогозина, который потребовал сначала разобраться с проблемой самим, а потом делать какие-либо публичные заявления. Понятно, что проблемы есть в любой отрасли, и это нормально. Но заявления в СМИ не должны затрагивать интересы государства», - подчеркнул Михаил Каштан.

Каштан особо отметил впечатляющие успехи ОАО «ОАК». «Многие годы государство не имело достаточных средств для заказа боевых самолетов и вертолетов, мало уделялось внимания модернизации производства. Сейчас все основные типы авиационной техники оснащены по самому современному уровню, абсолютно не уступая, а по многим показателям и превосходя то, что есть у конкурентов. За долгие годы мы впервые полностью выполнили гособоронзаказ», - заявил он.

Подчеркнул член Военно-промышленной Комиссии при Правительстве РФ и поразительные результаты ОАО «ОАК» в гражданской авиации. «Во-первых, мы производим все размеры самолетов, которые есть в мире. Во-вторых, мы разрабатываем новые типы судов, такие как Sukhoi Superjet. Это лучший гражданский самолет, который мы смогли создать в постсоветское время, в нем воплощены наши отечественные идеи. И главная проблема заключается в том, что по различным причинам, под различными предлогами нас не допускают по сертификации воздушных судов как в Европе, так и в США», - подчеркнул Каштан.

О неравной конкуренции с крупнейшими мировыми производителями заявил и Председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Сергей Гаврилов. «В первую очередь, это касается доступа к финансовым ресурсам мер господдержки. Кроме того, у отечественных авиастроителей остро стоит вопрос обеспечения кадрами. При этом на ОАК лежит большая ответственность по выполнению социальных обязательств перед сотрудниками и содержанию большой инфраструктуры", - отметил Гаврилов.

По итогам заседания исполнительный вице-президент ОАО «ОАК» Александр Туляков заявил, что обсуждаемые проблемы для корпорации чрезвычайно актуальны. «Я рад, что мы получили поддержку руководителей Комитета Государственной Думы по промышленности. Надеюсь, что наши инициативы, с которыми мы будем в дальнейшем обращаться, будут услышаны и поддержаны. В первую очередь, это касается продвижения нашей продукции на рынке и одобрения действий, предпринимаемых руководителями нашей компании», - сообщил он.

Иван Николаевич, что изменилось за тот период, когда во главе военно-промышленной комиссии был назначен Дмитрий Олегович Рогозин? Каким образом статус, функции ВПК стали более адаптированы под потребности национальной обороны и процессов принятия важнейших решений в сфере оборонно-промышленного комплекса?

Изменения связаны с объемом тех задач, которые стоят сегодня перед оборонно-промышленным комплексом России. Из года в год увеличивается объем гособоронзаказа, соответственно эту задачу нужно решать большими силами, структурировать ее.

Сегодня полностью сформирован штат членов Военно-промышленной комиссии, работающих на постоянной основе в аппарате правительства РФ, выделено пять ключевых направлений, за каждым закреплено конкретное направление. Вопросами по тематике Сухопутных войск занимается Бочкарев Олег Иванович, он же является заместителем председателя ВПК. Это новая должность, которая была введена в прошлом году. Еще один зампред ВПК – Михайлов Юрий Михайлович, руководитель НТС?ВПК. Он курирует научный блок. Вопросами судостроения занимается Поспелов Владимир Яковлевич. Вопросами авиации (раньше этот блок был совмещен с космосом) занимается Каштан Михаил Иванович. Вопросами космической деятельности, ракетной тематикой, в т.ч. гиперзвуковой, занимается Моисеев Николай Федорович. У нас появился новый член ВПК, до этого он возглавлял Военно-научный комитет Министерства обороны – Шеремет Игорь Анатольевич. Он занимается вопросами средств связи и систем управления. Андрей Иванович Григорьев занимается оружием на новых физических принципах, всеми перспективными разработками, в т.ч. лазерной тематикой. Недавно Указом президента он был назначен генеральным директором Фонда перспективных исследований.

Вот такое распределение позволяет полностью «закрыть» всю оборонно-промышленную тематику ответственными за каждое направление. Причем в рамках каждого направления для того, чтобы обеспечить коллегиальность принятия решений и более четкое понимание того, что происходит на данном направлении, по решению председателя ВПК создан целый ряд советов, в каждый из которых входят наиболее значимые специалисты в данной области: это и генеральные директора, и генеральные конструкторы, и представители заказывающих ведомств Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли. Это как некий совет при члене ВПК, который вырабатывает те или иные решения по каждому из направлений. Такая структура позволяет иметь полный объем информации, начиная от предприятий промышленности, от науки до заказывающих ведомств. Такое структурирование оптимально и его жизненно необходимо было сделать для дальнейшего решения масштабных задач.

Какие стратегические задачи Военно-промышленная комиссия считает для себя приоритетными на нынешнем и перспективном этапах?

Мы прожили прошлый год в режиме ручного управления исполнением государственного оборонного заказа, когда председатель ВПК на каждом оперативном совещании раз в неделю вынужден был управлять размещением заказов в ручном режиме, контрактованием, сроками, снятием всевозможных спорных ситуаций, в т.ч. по ценовым вопросам, по организационным вопросам. Это ненормальный режим. Все должно действовать в автоматическом режиме.

2013 год будет «полуавтоматическим», но мы уже ушли от еженедельного режима. Раз в месяц рассматриваем состояние исполнения ГОЗа. Из текущих задач самое главное – перевести систему на работу в автоматическом режиме, чтобы тот план-график размещения контрактов, те условия и задачи, которые обозначены государственным оборонным заказом и Государственной программой вооружения выполнялись в установленные сроки и надлежащим образом.

Что касается перспективных направлений, безусловно, наиболее значимым является переход к новой системе ценообразования, которая предусмотрена законом о государственном оборонном заказе. Он был подписан президентом РФ в последние дни уходящего 2012 г., и в этом году мы начинаем жить по новым правилам. То, что касается нового ценообразования – должен быть выпущен целый ряд подзаконных актов, постановлений правительства, приказов. Мы занимаемся разработкой указанных нормативных документов.

Наша задача: до середины года их полностью принять, для того, чтобы формирование нового ГОЗа 2014 года и на плановую перспективу 2015-2016 гг. уже шло на новых принципах, а основной ключевой момент – это новые подходы к цене, возможность оплаты сложных изделий с длительным циклом изготовления по факту понесенных затрат с установленной рентабельностью. И еще один подход к ценообразованию – это ориентировочные (уточняемые) цены. В основном они будут применяться при заключении контрактов, связанных с ремонтом вооружения, военной и специальной техники, то есть там, где заранее пока не проведена дефектация и конечную цену контракта установить невозможно.

В чем смысл вывода Рособоронзаказа из подчинения Министерства обороны?

Вы знаете, сложилась в старой структуре такая странная схема. Рособоронзаказ, будучи контрольно-надзорной структурой, это своего рода наша военно-промышленная прокуратура, которая смотрит за тем, чтобы заказчики правильно проводили конкурсы, правильно осуществляли сам процесс контрактации, выполнение государственного оборонного заказа, был в ведении Министерства обороны. В моем понимании – это одна из причин тех злоупотреблений, которые были допущены. Когда над тобой нет полноценной контрольной структуры, всегда возникает соблазн что-то нарушать или где-то немножечко сглаживать углы, где-то обходить закон.

Я считаю абсолютно верным решение Владимира Владимировича Путина, когда одним из первых его Указов после вступления в должность президента в мае 2012 года эту контрольно-надзорную структуру замкнули напрямую на правительство. Сегодня она равноудалена от всех заказывающих ведомств, и поэтому может быть абсолютно объективна.

Как сейчас складываются отношения Военно-промышленной комиссии с Министерством обороны РФ, какие контрольные процедуры планируется реализовать при исполнении гособоронзаказа, в деятельности военной приемки для того, чтобы решить главную задачу – получение от промышленности качественных систем вооружения?

Мы видим большое желание у нового министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу, его заместителей навести порядок в части гособоронзаказа. Безусловно, массу вопросов удалось снять с ходу, была целая серия совещаний, в которых принял участие заместитель министра обороны Юрий Иванович Борисов, и с представителями ОСК, и по линии авиации. Нас радует, что есть понимание того, что промышленность – это не магазин, где всякие железные «штучки» продаются, ведь создание сложных образцов вооружения – это большой комплексный вопрос, его нужно решать только совместно.

Заказчик должен формулировать свои задания к этим образцам, а промышленность должна говорить, что она может, что нет и в какие сроки. Нужно оценивать соотношение цены и достигаемого результата, потому что можно нафантазировать что угодно, но это будет стоить таких денег, что экономика страны не потянет. Нынешние подходы, которые есть у Министерства обороны, обнадеживают, и мы совместно отстроим надежную систему.

По военпредам какая сейчас ситуация?

Есть Указ президента РФ, штатная численность военпредов в ближайшее время будет доведена до установленной – 25 тысяч человек. Предыдущий министр обороны фактически уничтожил военную приемку. Были абсолютно непонятные вещи, когда по ротации военпреды, например, перебрасывались с предприятий, которые производили ракетную технику, на корабельную тематику. Военпред – это человек с определенными техническими знаниями. Для того чтобы выявить, что что-то делается не так – надо быть глубоко погруженными в технические аспекты производства, и в конструкторскую документацию. Как может один и тот же человек полноценно отслеживать качество производимой продукции на совершенно разнородных направлениях? Это невозможно. Универсалов не существует.

Военпреды – это категория офицеров, которые готовились Вооруженными Силами и промышленностью долгие годы. Она была уничтожена. Сейчас нам, по сути дела, в первую очередь Министерству обороны предстоит заново воссоздать институт военпредов. Это сложная задача. Позитивный вектор задан.

Что же касается имеющихся претензий к качеству военной продукции – их необходимо отнести к состоянию военной приемки.

Создан Фонд перспективных исследований. Какие задачи перед ним ставятся, и когда он заработает практически? Какие средства будут выделены в его распоряжение, и по какому принципу они будут инвестироваться в те или иные проекты?

Фонд действительно сегодня находится только в стадии формирования, утверждена организационная структура, приняты необходимые нормативные документы. На этапе развертывания его численность планируется до 50 человек, на следующем этапе она увеличится до 150 человек.

Основная задача на сегодня следующая: решить все организационные моменты. Это сделать несложно. Следующее – это подготовить для попечительского совета Фонда предложения по тем ключевым направлениям, по которым будут проводиться исследования. Это сложная задача – нащупать то, где мы можем иметь прорывные направления, для этого нужно быть серьезным ученым, обладать опытом реализации подобных проектов, и как раз Андрей Иванович Григорьев – это один из тех немногих людей в стране, который может это сделать. Он сегодня подобрал команду своих заместителей, мы сейчас как раз проводим собеседование у председателя Военно-промышленной комиссии Дмитрия Олеговича Рогозина, чтобы он с каждым лично познакомился. Каждый из них – специалист в своем направлении.

Андрей Иванович Григорьев разбил научные направления на три части, и еще один заместитель – председатель научно-технического совета – это общая координация исследований. Кроме того, задача Фонда на сегодняшний момент – вывести 20-30 ключевых тем, по которым будет работать Фонд.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин в модернизированном танке Т-90С.

Чтобы определиться, кого мы дальше принимаем на работу, надо понять, по какому направлению должен быть этот специалист. Безусловно, когда мы «нащупаем» эти направления, дальше уже Григорьев, его заместители и кадровая служба Фонда будут искать те таланты, которые «спрятаны» в научных институтах, на кафедрах ведущих технических ВУЗов – это те творческие коллективы, которые сегодня могут реализовать данные направления и способны дать конкретный результат. Сказать конкретно, что это за направления – сегодня сложно, последующая работа будет заключаться в том, что когда научно-технический совет посчитает, что тот или иной коллектив ученых в состоянии эту задачу решить и дать результат, можно ли реализовать это, сделать образец – тогда под указанную задачу будут выделяться средства. Простого «засыпания» деньгами не будет.

То есть пока бюджет Фонда будет формироваться исходя из приоритетов и реальной оценки финансирования тех или иных проектов?

Я очередность поставил бы так: решение организационных вопросов, формирование программы научных исследований и под вот эти научные исследования – подбор коллективов, которые могут их реализовывать. И уже исходя из потребности конкретного коллектива – определение тех финансовых ресурсов, которые нужны на реализацию каждой конкретной задачи. Они будут разнородны. Нельзя сказать, что мы вот сюда дадим миллион рублей и чего-то будем ожидать… Что-то стоит дешевле, а что-то – многократно дороже. Для тех или иных исследований нужна лабораторная база, нужно специальное оборудование, где-то оно есть, где-то его придется закупать. Это очень творческая и неординарная задача.

Скажите, какой практический смысл вы закладываете в такое мероприятие, как военно-промышленная конференция по актуальным вопросам развития ОПК?

Во-первых, она приурочена к юбилейной дате:

60 лет назад, 16 марта 1953 года был сформирован при Совете Министров СССР Специальный комитет, который взял на себя функции координации оборонно-промышленных проблем. Это, конечно, одна из многих вех, когда при правительстве создавались координирующие органы в сфере ВПК, но, тем не менее, значимая дата. Поэтому было решено провести подведение итогов того, в каком состоянии мы сегодня находимся, обозначать перспективу, куда мы должны двигаться.

В рамках военно-промышленной конференции, которая пройдет в Доме правительства, будут обсуждаться наиболее насущные вопросы, которые стоят и перед промышленностью, и перед заказчиками. Это вопросы повышения качества, это вопросы опережающего научно-технического задела, который должен быть, потому что мы сегодня проедаем тот задел, который был сформирован еще во времена СССР. Это вопросы подготовки кадров, социальная защищенность наших работников, потому что отрасль должна быть привлекательной, люди должны с желанием идти учиться на инженерные специальности, понимая, что у них будет привилегированное положение по их дальнейшей работе, что они будут получать большую зарплату, иметь возможность получить какие-то преференции по жилью. Все эти вопросы мы и будем обсуждать на военно-промышленной конференции.

Остро стоит вопрос о том, что у нас сегодня частный бизнес недостаточно вовлечен в исполнение государственного оборонного заказа, потому что в развитых западных странах до 60% в ВПК сегодня – это частники. Есть те отрасли, которые абсолютно не носят какого-то секретного характера и там частный капитал будет, безусловно, более эффективен, более востребован, да и облегчит нагрузку государства в эти вложения – если это будет привлекательно, если это будет выгодно частнику. Мы сегодня заложили во вновь принятом законе о гособоронзаказе обязательную доходность как минимальную, так и максимальную. Переход на эти принципы – сделать так, чтобы частному капиталу будет интересно сегодня вкладываться в оборонку.

Какой процент населения на сегодняшний день занят на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ?

Порядка двух миллионов человек. Сегодня в стране 1357 предприятий ОПК, исходя из соответствующего реестра, но это только «головники», понятно, что кооперация гораздо шире и можно сказать, что практически каждое предприятие страны, которое занимается производством – оно хоть что-то, но делает для оборонки. Поэтому, по большому счету, технологическое перевооружение предприятий ОПК, идущее в рамках выполнения ГПВ, – это, по сути, новая индустриализация страны. Оборонка – она всегда была локомотивом инноваций и технического перевооружения. Мы надеемся, что те колоссальные средства, которые выделены на то, чтобы переоснастить оборонные предприятия, в конечном итоге потянут за собой техническое перевооружение и гражданских областей промышленности.

Как вы оцениваете уровень оборонного сознания нашего населения и важность популяризации оборонно-промышленной тематики в средствах массовой информации?

Мне кажется, серьезные изменения в умах уже произошло. Я помню времена, когда офицерам было стыдно ходить в форме, и их, в общем-то, даже с каким-то негативизмом воспринимали. Вот эта антироссийская, антирусская пропаганда привела к извращенному восприятию армии, защиты Отечества. Сейчас все изменилось, общество относится к армии и оборонно-промышленному комплексу позитивно, я это вижу по тем встречам, которые мы проводим, и при посещении предприятий, и в Государственной Думе, в Совете Федерации.

Произошла консолидация всех для решения этой важной, значимой задачи, я это вижу и в восприятии молодежи – знаю целый ряд удивительных примеров, когда молодые ребята, учась в престижных вузах – МГИМО, МГУ, специально берут академические отпуска и идут, чтобы год отслужить, в армию – отдать долг Отечеству. Хотя при наличии военной кафедры и не обязаны это делать. Вот это воодушевление в обществе мы должны поддерживать, потому что ничего нет более святого, чем патриотизм. Патриотизм – это любовь к своей Родине, к Отечеству, и когда этот патриотизм будет доминантой в обществе, тогда мы просто духом будем гораздо сильнее, мы всегда сможем защитить себя.

В 2013 г. был сформирован и начал свою работу Совет Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по авиастроению. Об итогах работы Совета за 2013 г. и планах на 2014 г. в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал член Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, председатель Совета ВПК по авиастроению Михаил Каштан.

Михаил Иванович Каштан окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и адъюнктуру при ней. Участник боевых действий в Афганистане. Полковник запаса, военный летчик первого класса. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. Кандидат военных наук, доцент.

Работал на руководящих должностях в Росавиакосмосе, Федеральном агентстве по промышленности, Минпромторге России.

В апреле 2011 г. назначен членом Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.

"АС": Михаил Иванович, в журнале "АвиаСоюз" №2 2013 г. Вы рассказывали об основных задачах Совета ВПК по авиастроению. Каковы первые итоги работы Совета?
М.К.: Напомню, что в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 30 января 2013 г. были сформированы советы ВПК по отраслям оборонно-промышленного комплекса и основным направлениям развития вооружения и военной техники. Положение о Совете Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по авиастроению и состав Совета были утверждены 28 февраля 2013 г.

В 2013 г. основными направлениями работы Совета ВПК по авиастроению были:

  • рассмотрение предложений по перспективным направлениям развития авиационных комплексов стратегической авиации и авиации Военно-морского флота;
  • рассмотрение проблемных вопросов планирования и выполнения предприятиями авиационной промышленности заданий государственного оборонного заказа;
  • анализ эффективности выполнения заданий по техническому перевооружению и модернизации предприятий авиационной промышленности;
  • подготовка предложений по развитию авиационных средств поражения для боевых вертолетных комплексов армейской авиации.
Два заседания Совета ВПК по авиастроению были проведены непосредственно на предприятиях авиационной промышленности: ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" (г. Казань) и ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (г. Королев). Практика проведения выездных заседаний Совета позволяет не только повысить эффективность и практическую значимость рассматриваемых вопросов, но и обменяться опытом организации производства авиационной техники и выполнения опытно-конструкторских работ.

По всем вопросам, выносимым на заседание Совета, принимались конкретные решения и рекомендации, выполнение которых как государственными заказчиками, так и предприятиями авиационной промышленности способствовало повышению эффективности работы.

Достаточно сказать, что авиационная промышленность, за исключением некоторых проблемных позиций, успешно выполнила задания государственного оборонного заказа на 2013 г. как по выполнению опытно-конструкторских работ, так и поставкам в войска авиационной техники и вооружения. Всего Военно-воздушным силам России было поставлено более 50 воздушных судов, в том числе современные самолеты Су-30СМ, Як-130, Су-35С, МиГ-29К, и более 100 вертолетов, включая Ми-28Н, Ми-35, Ми-8АМТШ, Ка-52.

Таким образом, результаты работы в 2013 г. Совета ВПК по авиастроению подтвердили целесообразность и своевременность принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о создании советов.

"АС": Какие основные задачи стоят перед Советом ВПК по авиастроению в 2014 г.? Будет ли продолжена практика выездных заседаний Совета?

М.К.: 2014 год является определяющим, я бы сказал этапным, в цикле выполнения Государственной программы вооружения 2011-2020 гг. и планирования Государственной программы вооружения на 2016-2025 гг.

Кроме того, это первый год работы в условиях новой нормативной правовой базы в сфере государственного оборонного заказа, сформированной после принятия новой редакции Федерального закона "О государственном оборонном заказе".

В связи с этим, основными направлениями деятельности Совета ВПК по авиастроению на 2014 г. определены:

  • формирование предложений по созданию системы взаимодействия государственных заказчиков, государственных корпораций и интегрированных структур, генеральных (главных) конструкторов, специалистов организаций авиационной промышленности в целях обеспечения развития авиационных комплексов на ближайшую и дальнейшую перспективу;
  • анализ и оценка практических результатов и эффективности мер, направленных на развитие авиастроения в интересах обеспечения обороноспособности страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
  • обеспечение реализации комплексного подхода к созданию, производству и сервисному обслуживанию авиационной техники и вооружения.
На заседаниях Совета, проведенных уже в этом году, были детально рассмотрены вопросы реализации пилотных проектов системы управления жизненным циклом перспективногосамолета-штурмовика, самолета Су-34 и вертолета Ка-226.80, а также вопросы готовности экспериментально-испытательных баз Минобороны России к проведению государственных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Одними из наиболее проблемных вопросов выполнения государственного оборонного заказа остаются вопросы обеспечения производства боевых авиационных комплексов современными и качественными приборами, агрегатами, авионикой и авиационными двигателями. Рассмотрение этих вопросов вынесено на майское заседание Совета ВПК по авиастроению.

Кроме того, на каждом заседании Совета в той или иной степени будут рассматриваться проблемные вопросы выполнения государственного оборонного заказа текущего года.

В целях повышения практической направленности в деятельности Совета на июль запланировано проведение выездного заседания на базе ФГУП "ГосНИИ ГА", а в ноябре - на базе ФГУП "ЦАГИ".

При этом, в институте гражданской авиации будут рассмотрены вопросы состояния и развития исследовательской и лабораторной базы в области обеспечения безопасности
полетов государственной и гражданской авиации.

В ЦАГИ мы планируем рассмотреть вопросы комплексного развития экспериментальной базы научно-исследовательских институтов авиационной промышленности, в первую очередь, конечно, с целью определения потребного объема работ по подготовке экспериментальной базы для выполнения работ по созданию новых образцов боевой авиационной техники.

В целом на 2014 г. предусмотрено проведение 11 заседаний Совета. План напряженный, но уверен, что активная работа Совета ВПК по авиастроению обеспечит успешное выполнение как тактических задач по выполнению государственного оборонного заказа, так и достижение стратегических целей авиационной деятельности в Российской Федерации.

Загрузка...

Реклама