dorogagizni.ru

Дмитрий Каменщик – «Мне нравится тишина. Миллиарды Домодедово: как устроен бизнес Дмитрия Каменщика Дмитрий каменщик компромат личная жизнь

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Биография

Образование

В 2000 году Каменщик закончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (социологический факультет) по специализации экономическая социология. В 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

Общественная деятельность

С 2000 года - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, советник председателя Государственной думы , советник губернатора Московской области.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каменчане
  • Каменщина (Смоленский район)

Смотреть что такое "Каменщик, Дмитрий Владимирович" в других словарях:

    Каменщик, Дмитрий Владимирович - Председатель совета директоров группы компаний "Ист Лайн"; родился 26 апреля 1968 г. в г. Свердловск (Екатеринбург); учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, однако не окончил курса обучения и ушел из университета в… … Большая биографическая энциклопедия

    Каменщик, Дмитрий - Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Председатель совета директоров московского международного аэропорта Домодедово и его главного оператора компании Ист Лайн. Упоминался в СМИ как владелец Домодедово. Дмитрий Владимирович… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сапрыкин, Юрий - Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера с сентября 2011 года. Несколько месяцев в 2011 году был главным редактором интернет проекта Slon.ru. Ранее редакционный директор изданий ЗАО… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1951) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (С) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «С». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

    Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 2001 год - Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика … Википедия

    Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ковтуненко - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик после заседания Басманного районного суда 16 мая 2016 года (Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ)

1 июля суд владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика от домашнего ареста, длившегося больше четырех месяцев. Каменщик остается обвиняемым по уголовному делу о теракте в Домодедово в 2011 году, но бизнес-омбудсмен Борис Титов в пятницу уже выразил уверенность в том, что дело скоро будет закрыто, назвав его «высосанным из пальца». Источники в окружении Каменщика все эти месяцы уверяли РБК, что причина ареста — попытки вынудить Каменщика расстаться с бизнесом, в который тот пришел еще в середине 1990-х.

Перевозчик ширпотреба

«Это был не пассажирский терминал, а сарай», — вспоминает сотрудник сербской строительной компании Cyvas Срджан Милосавлевич. В Домодедово серб впервые оказался в 1998 году, когда Cyvas получила контракт на реконструкцию аэровокзала. В реконструкции он к тому времени нуждался остро: аэропорт был построен еще в 1962 году с расчетом на обслуживание рейсов из Средней Азии и Сибири, но денег на развитие у государства не хватало.

Главным условием заказчика было не закрывать терминал на ремонт, рассказывает Милосавлевич: аэропорт каждый день должен был обслуживать пассажиров. Контракт с Cyvas заключило ООО «Ист Лайн», которое к тому моменту владело Домодедово в равных долях с государством, но фактически управляло аэропортом.

Компания «Ист Лайн» появилась в середине 1990-х. Она возила через Домодедово ширпотреб из Китая в Москву, арендуя грузовые самолеты у государственного Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА). Именно это госпредприятие после перестройки управляло всеми активами аэропорта: аэродромом, сопутствующей инфраструктурой, пассажирским терминалом и самолетами. Начинали этот бизнес двое молодых людей из Екатеринбурга — сотрудник Рабочего центра экономических реформ при правительстве Антон Баков и студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик. По словам Бакова, именно он позвал Каменщика в этот бизнес, оценив его хватку и скрупулезность. Вскоре Баков решил заняться карьерой в политике, а Каменщик стал развивать бизнес самостоятельно, создав «Ист Лайн».

Бывший топ-менеджер «Ист Лайна» вспоминает, как складывались отношения с сотрудниками ДПО ГА: «Мы пользовались мобильными телефонами и компьютерами, а они писали в гроссбухах. Однажды мы купили ксерокс, так работники госпредприятия поставили его в отдельную комнату и закрыли на ключ. Им ничего не надо было — в отличие от амбициозных «истлайновцев».

О том, что единственный владелец «Ист Лайна», — Каменщик, станет известно только в 2011 году, когда аэропорт Домодедово будет готовиться к размещению на бирже. В начале 1990-х Каменщик свой бизнес не афишировал, а построить новый грузовой терминал предложил директору ДПО ГА Леониду Сергееву. В 2015 году в интервью Forbes Каменщик расскажет , что ​складским комплексом в Домодедово тогда командовали не руководители аэропорта, а грузчики, которыми, в свою очередь, командовали бандиты. Сергеев на предложение молодого бизнесмена согласился: ДПО ГА и «Ист Лайн» поровну вложились в новый грузовой комплекс, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 1995 году.

Хозяин аэропорта

Строительством складского комплекса планы Каменщика не ограничивались. В 1996 году «Ист Лайн» предложил Сергееву реконструировать (по сути — построить заново) пассажирский терминал. Расходы частная компания была готова взять на себя, но взамен хотела долю в будущем аэровокзале. Сергеев согласился. Юридически схема сотрудничества выглядела следующим образом: компании Каменщика совместно с госпредприятием зарегистрировали ОАО «Домодедово-2», куда ДПО ГА внесло все движимое и недвижимое имущество аэровокзального комплекса, а «Ист Лайн» — 22 млн руб. Партнеры владели новой компанией на паритетных началах, для реконструкции здания наняли сербскую Cyvas.

В 1997 году премьер Виктор Черномырдин распорядился разделить ДПО ГА на три юридических лица. Совладельцем пассажирского терминала оказалось ОАО «Аэросервис Домодедово». Уже на второй год существования госкомпания была обанкрочена по иску поставщика коммунальных услуг. В ходе банкротства структуры «Ист Лайна» выкупили долю государства в аэровокзале, а гендиректор «Аэросервиса Домодедово» Сергей Рудаков перешел работать к Каменщику. В начале нулевых аэропортовое имущество переписали на кипрскую Hacienda Investments Ltd.

Одновременно с получением контроля над пассажирским терминалом фирмы, связанные с «Ист Лайном», совершили другую важную сделку: подписали с ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (еще один правопреемник ДПО ГА) договор аренды аэродрома и прилегающего участка за 3,2 млн руб. в год на 75 лет.

Через несколько лет государство попыталось оспорить обе сделки в суде. В 2003 году «Администрация аэропорта Домодедово» попросила признать договор аренды ничтожным, и Федеральный арбитражный суд Московской области согласился это сделать. Возглавлявшая в то время суд Людмила Майкова объясняет, что унитарное предприятие было создано для управления имуществом, а не сдачи его в аренду, поэтому договор был незаконным. Росимущество же начиная с 2005 года пыталось оспорить передачу пассажирского терминала структурами «Ист Лайна», утверждая, что согласие на сделку дало Мособлимущество, не имевшее соответствующих полномочий.

Разбирательство по обоим делам дошло до Высшего арбитражного суда (ВАС). Росимуществу ВАС отказал, а в спор по аренде, скорее всего, вмешались высокопоставленные чиновники. Когда структуры «Ист Лайна» в 2005 году проиграли суд, губернатор Московской области Борис Громов отправил письмо президенту Владимиру Путину. Губернатор Подмосковья предупредил президента, что иски чиновников могут привести к закрытию аэропорта. Путин наложил резолюцию «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса».

После этого представители Каменщика предъявили суду ранее неизвестную редакцию устава «Администрации аэропорта Домодедово», где говорилось, что предприятие создано для управления аэродромом путем его сдачи в аренду. В итоге дело закончилось мировым соглашением: ставку аренды подняли с 3,2 млн до 92 млн руб. и она могла пересматриваться раз в пять лет. Впоследствии Счетная палата пришла к выводу, что из-за необоснованно низкой арендной ставки государство в период с 1998 по 2005 год недополучило более 600 млн руб.

Судебные разбирательства не останавливали авиакомпании, которые начали переходить из Шереметьево и Внуково в обновленный терминал Домодедово, ставший самым современным в московском авиаузле (в интервью «Ведомостям» в 2004 году Каменщик утверждал , что «Ист Лайн» вложил в реконструкцию $300 млн). В 2001 году в Домодедово перешла вторая по объему международных перевозок «Трансаэро», в 2002 — первая по внутрироссийским «Сибирь», а в 2003 — первая западная компания British Airways, за которой последовали другие иностранные перевозчики.

С 2000 по 2005 год пассажиропоток в Домодедово вырос более чем вчетверо, достигнув 14 млн человек. Пассажиропоток Шереметьево за тот же период вырос лишь на 12%. В результате в разгар судебных разбирательств в 2005 году Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав бессменного лидера — Шереметьево — почти на 2 млн человек. Первое место среди московских аэропортов Домодедово будет удерживать еще десять лет.

Друг чиновников

Приватизировать аэропорт и развивать его невозможно без высокопоставленных покровителей. Громов не только написал Путину письмо в защиту Домодедово, но и щедро поделился с аэропортом областной землей. Осенью 2003 года чиновник подписал распоряжение , увеличившее зарезервированную территорию вокруг аэропорта с 2,8 тыс. га до 64 тыс. га. Как говорил Каменщик «Ведомостям», этого хватило бы для строительства восьми новых взлетно-посадочных полос. Часть земли была выкуплена «Ист Лайном», часть получила особый статус, согласно которому использование территории нужно было согласовывать с областными чиновниками и Домодедово.

Большую роль в успехе Домодедово сыграл запуск в 2002 году скоростной электрички с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта. Она появилась благодаря усилиям директора аэропортового комплекса Сергея Рудакова, хорошо общавшегося с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, рассказывает источник РБК, в то время работавший в аэропорту.

Отстаивал интересы Каменщика и Герман Греф, когда был министром экономического развития и торговли. Например, рассказывает знакомый Грефа, тот был категорически против планов отобрать у «Ист Лайна» пассажирский терминал и расторгнуть договор аренды аэродрома. Такое поведение государства могло стать сигналом к пересмотру итогов всей приватизации и плохо отразилось бы на инвестиционном климате, поясняет собеседник РБК. Представитель Сбербанка не смог ответить на вопрос РБК, попросив обратиться лично к Грефу. Задать вопрос президенту Сбербанка лично корреспонденту РБК не удалось.

Двое знакомых Каменщика говорят, что ему тяжело дается общение с представителями власти. «Дмитрий очень логичный, малоэмоциональный и чуждый чиновничьей среде», — объясняет один из них. Другой вспоминает совещание в правительстве три-четыре года назад, на котором Каменщик стал в жесткой форме высказывать претензии руководителю Росавиации Александру Нерадько. «Мы все опешили от такого наезда. Он не просто критиковал, а кричал и обвинял Нерадько в неэффективности. После того случая Каменщика на совещания в правительство почти не звали», — вспоминает собеседник РБК.

Зато налаживать отношения с нужными людьми получается у председателя наблюдательного совета Домодедово, бизнесмена Валерия Когана, появившегося в «Ист Лайне» в 2000 году. Бывший менеджер Домодедово рассказывает, что Коган — отличный переговорщик и хорошо ладит с чиновниками. Его приход в аэропорт совпал по времени с возбуждением ФСБ против сотрудников «Ист Лайна» уголовного дела о контрабанде. Суд по этому делу завершился только в 2008 году, к тому времени из четырех эпизодов в деле остался лишь один. Все пятеро обвиняемых получили условные сроки.

Прочные отношения

Коган родом из Душанбе, в 1990-е занимался поставками в Россию продукции из бывших союзных республик. Каменщик рассказывал, что познакомился с Коганом случайно: «Это было очень давно, когда мы только начинали бизнес. Сначала был скепсис, а потом мы расположились друг к другу, и сложились прочные отношения».

Участники авиарынка и эксперты долгое время полагали, что Коган может являться совладельцем аэропорта. Этому способствовала структура собственности кипрской DME ltd (ранее называлась FML Limited), владеющей всеми активами Домодедово. Номинальными держателями ее акций выступали Джейн Петерс (64%) и Шон Каирнс (36%) с острова Мэн. Возникло предположение, что Петерс представляет интересы Когана, а Каирнс — Каменщика, объяснял сам Каменщик в интервью Forbes. Но это неправильная догадка, говорил он: по словам Каменщика, он единственный владелец аэропорта.

Договариваться с чиновниками у Домодедово получается не всегда. Например, Каменщик и Коган так и не смогли убедить власти в необходимости строительства третьей взлетно- посадочной полосы. Сейчас у аэропорта их две, причем одна в последний раз проходила капитальный ремонт в 1981 году. Еще в марте 2011 года возглавлявший в то время правительство Путин поручил Министерству транспорта рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство новой ВПП. Ведомство решило построить ее в 300 метрах от действующей, а последнюю превратить в рулежную дорожку, так и оставив аэропорт с двумя полосами. Министр Максим Соколов объяснил это необходимостью уложиться в предусмотренные казной 14 млрд руб.

Миллиардер

Журнал Forbes оценивает состояние Каменщика в $2,9 млрд. Чистая прибыль Домодедово в 2013 году (последняя опубликованная отчетность) составила 9,4 млрд руб. С 2008 по 2014 год выручка аэропорта выросла в полтора раза, превысив 40 млрд руб. EBITDA за 2014 год — около 17 млрд руб., рассказывал Каменщик​​. Таким образом, рентабельность бизнеса превышает 40%. Примерно столько же было и в прошлые годы. Схожий показатель — около 42% — и у главного конкурента, Шереметьево. По словам совладельца Шереметьево Александра Пономаренко, это стандартная маржа для аэропортов развитых стран, а на развивающихся рынках рентабельность доходит до 56%. Домодедово и Шереметьево есть к чему стремиться, считает бизнесмен.

Финансовые показатели Домодедово росли на фоне бума авиаперевозок. И.о. управляющего директора «Домодедово коммершл сервисиз» Алексей Раевский рассказывает о корреляции между состоянием экономики и воздушными перевозками: 1% роста ВВП страны влечет увеличение пассажиропотока авиатранспорта в ней на 1,8%. Однако в России долгие годы соотношение было аномально высоким — десятикратным и больше. Рынок дотировался западными банками, объясняет Раевский: они давали дешевые кредиты авиаперевозчикам, те закупали самолеты и снижали тарифы, привлекая новых пассажиров. В 2015 году после девальвации рубля, санкций и спада экономики некоторые компании оказались обладателями избыточного парка и неподъемных долгов. Например, «Трансаэро», для которого Домодедово был базовым аэропоротом. Банкротство авиаперевозчика ударило по бизнесу Каменщика. В 2015 году Домодедово утратил статус крупнейшего аэропорта России, уступив Шереметьево. Пассажиропоток в Домодедово сократился в прошлом году на 2,5 млн человек. Примерно половина, по оценкам Раевского, связана с банкротством Трансаэро».

Аэропортовый бизнес состоит из трех сегментов: организация взлета и посадки самолетов, обслуживание лайнеров и пассажиров, коммерческая эксплуатация терминалов. Больше всего выручки, следует из отчетности Домодедово за 2013 год (последние опубликованные данные), приносит обслуживание самолетов, включая их заправку. А самый рентабельный — коммерческий сегмент, куда помимо сдачи площадей в аренду под кафе и магазины относится размещение рекламы, гостиницы и паркинги.

В 2016 году доходы московских аэропортов должны вырасти. С конца февраля текущего года Федеральная антимонопольная служба (поглотившая ФСТ) отменила регулирование тарифов в московском авиаузле. Последствием стал рост стоимости услуг. Например, в Домодедово сбор за пользование аэровокзальным комплексом (его платят авиакомпании за каждого прошедшего пассажира) увеличился на внутренних линиях с 45,5 до 65 руб., а в Шереметьево — с 113 руб. до 123 руб. (внутренние рейсы осуществляются только через терминал D).

Важная часть бизнеса Домодедово — заправка самолетов, в 2013 году на нее пришлось более 11 млрд руб. или примерно четверть выручки. Раевский уточняет, что в 2015 году топливный сектор принес около 20% оборота.

Заправочную инфраструктуру, оставшуюся с советских времен, «Ист Лайн» в 1990-е реконструировал вместе с государственным ДПО ГА. Затем этот актив, как и многие другие, полностью перешел во владение компаний Каменщика. Это уникальная для России ситуация. В семи из десяти крупнейших аэропортов страны собственниками топливо-заправочных комплексов (ТЗК) являются крупные нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. «Экспансия нефтяников в аэропорты началась во второй половине нулевых, — вспоминает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Росли цены на керосин, ФАС требовала демонополизировать рынок, в итоге многим владельцам аэропортов пришлось продать ТЗК. Цены, правда, расти не перестали».

Собственник ТЗК, как правило, отдает предпочтение определенному продавцу топлива. В Шереметьево и Внуково, где ТЗК принадлежат «Роснефти», она же и является основным поставщиком авиакеросина (см. инфографику), а в Домодедово на нее приходится лишь 5%. Продажа топлива авиаперевозчикам (ее называют заправкой «в крыло») — высокомаржинальный бизнес. Например, в отчетах «Роснефти» его называют «премиальным сегментом». По расчетам Турукалова, разница между ценой «на входе» в аэропорт и стоимостью керосина для авиаперевозчика достигает 30-40%.

Обвиняемый

24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев вошел в аэропорт Домодедово со стороны парковки, минуя рамки металлоискателя. Полицейский, как видно на записи с камер наблюдения, в этот момент увлеченно разговаривал с сотрудницей аэропорта. Через час смертник взорвал себя, убив 37 и ранив 117 человек.

Уголовное дело против менеджеров аэропорта и сотрудников полиции Следственный комитет России (СКР) возбудили уже на следующий день, обвинив их в нарушении транспортной безопасности. В марте 2012 года это дело закрыли, спустя два месяца возобновили, окончательно закрыв только в августе 2015 года. Но к тому времени следователи завели против представителей Домодедово отдельное дело, обвинив их в оказании небезопасных услуг. Фигуранты — трое руководителей аэропорта (в том числе двое бывших) и владелец Дмитрий Каменщик, все находятся под домашним арестом.

Претензии СКР сводятся к тому, что в Домодедово почти не досматривали входящих в аэровокзал людей, через рамки металлоискателей просили пройти лишь 2% посетителей. По версии следователей, таким образом аэропорт экономил на сотрудниках авиационной безопасности. Генпрокуратура уже четырежды требовала закрыть дело, указывая на отсутствие связи между оказанием небезопасных услуг и терактом: к гибели людей привели действия смертника, а не сотрудников аэропорта, считают в ГП. Адвокаты обвиняемых менеджеров подчеркивают, что в то время закон не требовал стопроцентного досмотра входящих, кроме того, за это отвечала полиция, а не авиабезопасность.

В окружении Каменщика уверяют, что за уголовным делом, заведенным по факту теракта, стоят попытки вынудить Каменщика продать аэропорт. Не исключает давления на Домодедово и высокопоставленный чиновник правительства. С 2011 года, пока расследовалось уголовное дело по факту теракта, СМИ сообщали об интересе к бизнесу Каменщика со стороны целого ряда покупателей.

Forbes писал , что после отмены IPO Домодедово в 2011 году Каменщик обсуждал продажу актива с бизнесменом Александром Пономаренко. В разговоре с РБК Пономаренко подтверждает, что рассматривал эту сделку «вместе с партнерами». По версии Forbes, речь шла о владельце группы «Сумма» Зиявудине Магомедове.

Пономаренко говорит, что с тех пор не интересовался Домодедово. Вместе с Аркадием Ротенбергом и Александром Скоробогатько они теперь развивают другой аэропорт — бизнесмены контролируют «Шереметьево Холдинг», владеющий 68,4% акций Шереметьево. В «Сумме» отказались от комментариев. Источник, близкий группе, рассказывает, что ее представители действительно участвовали в переговорах и даже получили доступ в «виртуальную комнату данных» Домодедово (там хранится подробная информация об активе), но рассматривали историю аэропорта «скорее как интересный бизнес-кейс».

«Коммерсантъ» называл в числе возможных покупателей Домодедово группу «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет холдингом «Аэропорты регионов»), входящую в «Альфа-групп» инвестиционную компанию А1 (в начале 2000-х годов планировала стать инвестором строительства третьего терминала в Шереметьево) и компанию «Внуково-инвест», представляющую интересы частных акционеров Внуково — Владимира Скоча (отец депутата Госдумы и экс-совладельца «Металлоинвеста» Андрея Скоча) и Виталия Ванцева.

Ванцев отказался комментировать свой возможный интерес к Домодедово. Гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский в 2012 году в интервью «Коммерсанту» на вопрос об интересе к Домодедово говорил: «Ренова» заявляла об интересе к московскому авиаузлу. Интерес сохраняется и сейчас. Однако этот интерес пока остается чисто теоретическим, поскольку на сегодняшний день так и непонятны планы собственников активов». В пресс-службе А1 отказались от комментариев.

Еще одним претендентом на покупку доли в Домодедово был инвестор Игорь Юсуфов, входивший в 2011 году в совет директоров «Газпрома». В интервью «Ведомостям» он рассказывал , что вел переговоры с Валерием Коганом о покупке 25% акций аэропорта за $1 млрд. Сейчас Юсуфов не ответил на вопрос РБК, интересен ли ему сейчас этот актив.

Несговорчивый продавец

Ближе всех к покупке Домодедово, по словам источников РБК, был альянс «Роснефти» и оператора региональных аэропортов «Новапорт», подконтрольного холдингу AEON предпринимателя Романа Троценко. Переговоры между ними и Каменщиком вошли в финальную стадию осенью 2013 года. В случае успеха сделки «Роснефть» получила бы ТЗК, а «Новапорт» — терминалы аэропорта и прочую инфраструктуру. Троценко в тот момент занимал должность советника президента «Роснефти» Игоря Сечина и возглавлял зарубежное подразделение компании, Rosneft Overseas. До этого бизнесмен работал президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), совет директоров которой возглавлял Сечин.

В распоряжении РБК есть материалы, описывающие одну из финальных версий схемы сделки. Согласно этим материалам, общая цена аэропортового комплекса и ТЗК должна была составить $4,8 млрд. «Роснефть» готова была предоставить $985 млн, AEON — не менее $500 млн, остальные $3,315 млрд предполагалось взять в Сбербанке (в том числе $3,115 млрд кредит и до $200 млн мезонинного финансирования). «Роснефть» и AEON должны были специально для сделки учредить СП и внести свои средства, а СП — получить кредит Сбербанка и купить Домодедово. Затем СП передало бы акции аэропортового комплекса и ТЗК в качестве залога по кредиту.

В материалах сообщалось, что «Роснефть» получит право собственности на ТЗК через три года после сделки, то есть к тому времени актив будет выведен из-под залога. Кроме того, «Роснефть» становилась бы эксклюзивным поставщиком топлива в аэропорт, за что должна было платить СП роялти по $50 млн в год в течение семи лет. Таким образом, расходы нефтяной компании на Домодедово превысили бы $1,3 млрд.

По словам источника РБК, знакомого с позицией Каменщика, сделка сорвалась, когда продавец попросил AEON перечислить задаток в $100 млн. «Представители Троценко в первый раз вели переговоры о покупке Домодедово осенью 2011 года, потом почти весь 2013 год. Возможно, окружение Каменщика, устав от встреч и разговоров, решило убедиться в серьезности намерений покупателя», — предполагает собеседник РБК. По версии другого источника РБК на аэропортовом рынке, в последний момент Каменщик поставил условием сделки выкуп и земли вокруг аэропорта, которая покупателям была не нужна.

Две недели назад, на Петербургском экономическом форуме Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к покупке Домодедово, но, пока Каменщик находится под арестом, переговоры вести не будет. «Это просто неэтично, и многие будут считать, что мы пользуемся этой непростой для Каменщика ситуацией. Я считаю Каменщика очень достойным человеком и очень крепким. Он не будет продавать, пока все не закончится, каким бы ни было предложение. [...] Если все закончится благополучно, чего мы им искренне желаем, тогда мы потом сядем, выдохнем, выпьем чашку чаю и начнем разговаривать, если ему это будет интересно», — сказал RNS Троценко. «Если кто-то думает, что эти обстоятельства его заставят как-то поменять свое решение, это глубокое заблуждение. Это один из самых крепких людей, которых я видел в своей жизни», — добавил владелец AEON.

В «Роснефти», Домодедово, Sberbank CIB ​(представители этого подразделения Сбербанка участвовали в переговорах) и AEON отказались комментировать события 2013 года. Источник, близкий к Домодедово, и представители пресс-службы, утверждают, что никаких предложений о продаже аэропорта под домашним арестом Каменщик пока не получал.

Дмитрий Каменщик – человек удивительных человеческих свойств, часто неприятных в личном общении, огромного достоинства, способный работать мозгом крупного аэропорта

Справочная информация:

  • ФИО:
  • Дата рождения: 26 апреля 1968 года
  • Образование: социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая социология», кандидат экономических наук
  • Дата начала предпринимательской деятельности/возраст: 23 года
  • Вид деятельности при старте: совладелец московского филиала «Малахита» (чартерные авиаперевозки)
  • Текущий вид деятельности: председатель совета директоров «Домодедово» и группы компаний «Ист Лайн»
  • Текущее состояние: 3,6 млрд долларов по версии Forbes

Каменщик Дмитрий Владимирович - бизнесмен, предприниматель, миллиардер. Его основным капиталом является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний, главные из которых - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Последние 20 лет его имя связывают именно с «Домодедово». Хотя он и не стремится к публичности, говорят о нем много и часто. Отсюда и даются столь противоречивые характеристики - от «Короля Домодедово» до «Международного авантюриста», а сам аэропорт порой именуют «Каменодедово».

Он называет себя счастливым человеком, что неудивительно. Дмитрий Каменщик - человек, для которого отлаженный им бизнес является не просто способом зарабатывания денег, а делом жизни.

«Я посвятил этому делу всю жизнь и горжусь им».
«Я получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь, поэтому мне кажется, что сам-то я счастливый человек».

Даже краткая биография Дмитрия Каменщика наполнена значимыми событиями. Быть на публике и давать интервью он не любит. Оттого и немного известно о его личной жизни, как, впрочем, и об успехах в бизнесе. Даже о семье пресса публикует самые противоречивые сведения. По одним источникам он женат, по другим - холост, по третьим - детей не имеет, а по четвертым сведения расходятся: один, четыре, даже пять. И только благодаря известному судебному процессу (о нем чуть позже) доподлинно стало известно, что жена у Каменщика гражданская, она же мать его четырех детей (1999-го, 2005-го, 2007-го и 2014-го г.р.), а сам он 15 лет проживает в поселке Одинцово ГО Домодедово в арендуемом доме.

Что еще известно о личном? Его увлечения, среди которых есть необычные. Дмитрий Каменщик предпочитает отдых активный, но в уединении: сноубординг, кайтинг, дайвинг, горные лыжи, пилотирование реактивных самолетов, искусство шанги - древнейшей школы боевых искусств Бирмы, а по чхвегвандо даже имеет черный пояс.

«У меня есть особенность: я увлекаюсь постепенно. Увлечение не приходит ко мне быстро — это требует времени и труда. Но, начав заниматься, уже не бросаю, а, напротив, со временем обнаруживаю, что горизонт отодвигается, увлекая меня за собой».

Потеря самоконтроля для него нехарактерна, и не потому что он не способен на сильные чувства, а потому что убежден: если эмоциональную реакцию показать, инициатива может оказаться потерянной.

Детство и юность - чудесные годы

Родился Дмитрий Каменщик 26 апреля 1968 года в Свердловске. Знакомство его родителей, радиофизиков по образованию, состоялось во время учебы в Уральском политехе (УПИ). Оба (мама на закрытом предприятии, специализация которого - картография и геодезия, а папа - в «Уралгипротрансе») управляли Вычислительными центрами.

Не было ничего удивительного, что и сын, «талантливый и яркий» ученик, за свой характер получивший кличку «Камень» (по словам одного из земляков), который выигрывал школьные олимпиады, но компаний сторонился, хотел стать физиком-ядерщиком и поступил в Московский энергетический институт сразу после окончания школы №104. Но это позже, а пока…

Под парусом «Каравеллы»

Да-да, Дмитрий Каменщик - «крапивинский мальчик», выпускник Свердловского отряда «Каравелла», который в начале 1960-х годов создан известным детским писателем Владиславом Крапивиным. У отряда был статус пионерской дружины, хотя в реальности он стал неформальным братством подростков.

И это было весьма примечательным в детстве будущего миллиардера.

Здесь был собственный пресс-центр, даже киностудия, не говоря о парусной флотилии. Книги Крапивина знали и любили многие советские подростки, но только школьникам Свердловска посчастливилось оказаться в рядах «Каравеллы», ходить в походы, заниматься фехтованием, морским делом, историей флота и оставаться верным клятве смелых, благородных людей, живущих по законам чести:

«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

Через это братство прошли и другие известные люди:

  • Александр Школьник, ныне возглавляющий «Мультимедиа Холдинг»;
  • Дмитрий Емельянов - командир спецподразделения ОМОНа;
  • Сергей Бобунец - лидер группы «Смысловые галлюцинации»;
  • Вячеслав Гулевич - начальник Екатеринбургской морской школы;
  • Вера Тарасова - редактор журнала «Я - покупаю!».

«Каравелла» гордится своими выпускниками, многие из которых работают в ФСБ и военном ведомстве, занимают высокие посты. Среди них немало научных работников, прекрасных педагогов, врачей, преуспевающих бизнесменов.

Совсем недавно вышла книга о Вячеславе Крапивине. Почетный командор и выпускник «Каравеллы», владелец московского аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик оказал существенную помощь в ее издании.

После окончания школы…

За своей мечтой в 17 лет Дмитрий поступил в Московский энергетический институт. И хоть отучился он только первый курс, потому что ждала армия, но именно этот год он называет одним из наиболее интересных в своей жизни.

Срочную службу он прошел в танковых войсках (1986-1988). Возвращаться к учебе не стал: приехав в родной город, устроился на работу в областной комитет по телерадиовещанию, но ненадолго. Уже в 1990-ом он приезжает в столицу и поступает на философский факультет МГУ.

С ним на одном курсе учатся будущие журналисты: Максим Кашулинский (сейчас - главный редактор «Слона») и Юрий Сапрыкин (ныне - редакционный директор The Moscow Times).

«Где-то в полях Можайского района Подмосковья Каменщик шел по картофельным грядкам, обсуждая с другими такими же первокурсниками МГУ стихи Роберта Фроста из антологии американской поэзии» (Сапрыкин).

Через полтора года Каменщик берет «академку» (только в 2000 году он закончит МГУ). Его ждут великие дела.

На пути к предпринимательству

Вернувшись из армии, Каменщику пришлось столкнуться с нищетой. Так что в бизнесе он оказался, по его же словам, не по замыслу, а чтобы заработать на жизнь. Предпринимательство вызывало у него нескрываемый скепсис.

«Вспомните, какие были предприниматели в самом начале 1990-х — криминальные личности в спортивных костюмах. Я полагал, что встречавшиеся мне экземпляры определяют тип. Я принял видимость за сущность. Когда я сам начал заниматься бизнесом, то вначале думал, что просто решу проблему средств к существованию и выйду. Но стал получать нематериальное удовольствие от работы и увлекся».

С 1992 года он занимается авиабизнесом - именно тогда началась история успеха Дмитрия Каменщика.

Малахит

С Антоном Баковым, 25-летним предпринимателем из родного города, владельцем туристической фирмы «Малахит», Дмитрий Каменщик познакомился случайно. Их места оказались рядом в самолете. Быков потом вспоминал:

«Он моложе меня на два года, а сложилось впечатление, что лет на семь. Я уже к тому времени был второй раз женат, дети, свой бизнес, а тут со мной сидит не то абитуриент, не то первокурсник».

Еще в самолете они договорились, что специально для Каменщика Баков откроет второй филиал «Малахита», уже в Москве, потому что Дмитрий жаждал работать на себя. Ему была передана «логистика поляков»: туристов из Польши «Малахит» возил в Москву или в Индию через Москву. Этим направлением и стал заниматься 23-летний студент МГУ. Правда, для этого ему пришлось на время оставить учебу.

Через два года это была уже независимая компания, основным занятием которой стали чартерные перевозки туристов. Ее основали Каменщик и другие сотрудники, ушедшие из «Малахита». Только Каменщику пришлось уйти оттуда из-за своего отвратительного характера.

«Из-за плохого характера Каменщика оттуда выгнали. Он просто очень неприятный, жесткий человек. Если бы я был его подчиненным, я бы повесился» (Баков).

Владелец бренда «Ист Лайн»

Баков ценил деловую хватку этого парня, потому и взял его партнером в новый бизнес, который вырос из туристического. Это была экспедиторская компания, занимавшаяся чартерными авиаперевозками. Так Дмитрий стал владельцем 20% акций предприятия. По обоюдному решению партнеры начали работать в Домодедово. Офис компании устроили в квартире будущего миллиардера, которую он снимал, в ней был телефон.

В самом начале 1990-х аэропорт принадлежал Домодедовскому производственному объединению гражданской авиации (ДПО ГА), в распоряжении которого было около 50-ти «Илов», выполняющих рейсы в Поволжье, на Урал и Дальний Восток.

Партнеры заключили с ДПО ГА договор о сотрудничестве и аренде самолетов. Их стараниями Домодедово обрело статус международного аэропорта. Сначала это был хорошо знакомый «Ист-Лайну» маршрут на Польшу. А с открытием в 1993 пассажирских и грузовых рейсов в Пекин компания получает первые серьезные деньги.

Тогда же в 1993 году на базе аэропорта создаются несколько предприятий, каждое из которых предоставляло определенный вид услуг. Совместное предприятие, которое объединяло «Ист лайн» и аэропорт, занялось инвестициями в грузовой терминал. Через него проходит основной грузовой поток всех российских челноков.

Недолго Баков оставался партнером Каменщика - в начале 1994 он выходит из бизнеса. Всему виной непростой характер Дмитрия, и больше они не общались. В 1994 году Дмитрий Каменщик занимает пост гендиректора, а через год становится председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн».

Стараниями Каменщика «Ист-Лайн» превратился в монополиста на рынке грузоперевозок из Китая (подробно о преимуществах доставок грузов из Китая авиаперевозчиком ). Конечно, были нарушения.

  1. Перегруз.
    «В Китае самолеты грузились так плотно, что пилот не мог добраться до кабины. Вещи укладывались в пакеты, из которых выкачивали воздух, а потом их утрамбовывали бульдозерами» (Олег Пантелеев, аналитическое агентство «Авиапорт».
  2. Недекларирование огромного количества товаров.

Но все деньги, которые были заработаны на этих перевозках, Каменщик вкладывал в аэропорт.

Компания наращивает обороты, расширяет авиапарк, выбивается в лидеры.

Домодедово

Так строилось

Первым появился большой грузовой терминал. В 1998 была достигнута договоренность с Домодедово, и там, где находился старый аэропорт, появился новый современный терминал.

Тогда же Каменщик на 75 лет арендовал аэродром. Так что все, что входило в собственность аэропорта, перешло на те же 75 лет в долгосрочную аренду «Ист Лайн». Сам Каменщик стал председателем совета директоров аэропорта «Домодедово». Через год предприятие, владевшее старым зданием аэропорта, обанкротилось, и Каменщик выкупил его на торгах. Так он стал полноправным хозяином.

Международный аэропорт обеспечивал высокий уровень сервиса и услуг, так что совсем скоро в Домодедово базировались большинство авиакомпаний из России и рубежа.

  1. 2008 - немецкая авиакомпания Lufthansa стала 28-й из зарубежных компаний. Всего из аэропорта 74 авиакомпании выполняли отсюда международные и внутренние рейсы. Шереметьево на целых 7 лет уступило Домодедово звание первого аэропорта страны по пассажиропотоку.
  2. 2010 - аэропорт впервые раскрывает финансовую отчетность: становится понятно, что он способен конкурировать с лучшими аэропортами мира, такими как лондонский Хитроу, Aeroports de Paris, управляющий всеми парижскими аэропортами, Fraport, управляющий аэропортом во Франкфурте.

Компания становилась все более прозрачной, в документах по-прежнему не фигурировали реальные собственники Домодедово. Имя Дмитрия Каменщика, председателя совета директоров и владельца аэропорта, известно многим, но документы указывали на компании-офшоры в разных странах. В чем причина? В стремлении многих отобрать единственный в столице частный аэропорт.

Система Каменщика

Он создал в Домодедово целую систему.

  1. DME Live - стимулятор, деловая игра с набором всевозможных ситуаций из жизни аэропорта, в которую вмешиваются контролирующие органы. Моделировать ситуации Каменщик считает важным: сотрудники аэропорта должны уметь решать возникающие задачи, сколь сложными бы они ни оказывались.
  2. «Акты корпорации» - автоматизированная информационная система с описанием почти всех известных и протекающих в компании организационных процессов. Любая задача может быть решена с помощью определенной последовательности действий. Здесь содержатся «требования к знаниям и навыкам» (ТЗН) для каждого лица, занимающего некую должность.
  3. Арбитраж - всякий несогласный с инструкцией или взысканием вправе оспорить это через систему арбитража. Арбитры в принятии решений всегда на стороне Закона (федерального, международного или нормы корпорации), рассматривают ли ситуации, связанные с воровством, злоупотреблением служебными полномочиями, коррупцией, растратой, употреблением алкоголя на рабочем месте, немедицинским употреблением наркотиков, дачей ложных показаний при служебном расследовании, отказом от дачи показаний.

«Наша корпорация - не продукт удачной приватизации. То, чего мы достигли, — результат усилий десятков тысяч людей, очень значимых по масштабам отрасли инвестиций и технологий, достойных доброго слова».

Как пытались отнять Домодедово

Росимущество в судебном порядке аннулировало документы, по которым в начале 1990-х был получен в 75-летнюю аренду аэродромный комплекс Домодедово. «Ист-Лайн», по документам - владелец, лишалась возможности отправлять и принимать самолеты.

Тогда Дмитрий Каменщик приглашает Валерия Когана, создателя крупной финансово-промышленной группы «Югтрастинвест» и обладающего репутацией человека, «решающего вопросы», возглавить наблюдательный совет «Ист-Лайн».

Результатом подобного тактического хода стало мировое соглашение между аэропортом и Росимуществом, по которому арендная плата с 1,2 млн долларов в год выросла почти втрое и составляет теперь 3,5 млн.

Новое обращение Росимущества в суд с заявлением о национализации здания аэровокзала по причине нарушения Каменщиком закона при приватизации старого, на месте которого и появился новый аэровокзал. Журналист Владимир Соловьев стал главным публичным защитником Домодедово. Непубличным был Виктор Черкесов, предшественник главы ФСКН Иванова. Понадобился год, чтобы стороны примирились.

Идея слияния московских аэропортов родилась в Минтрансе. Продать актив пытались вынудить и владельцев Домодедово. Среди претендентов называли:

  • Олега Дерипаски с его «Базэл Аэро»;
  • Виктора Вексельберга с «Ренова»;
  • Романа Троценко с «Новапортом»;
  • Зиявудина Магомедова с группой «Сумма»;
  • Виталия Ванцева - совладельца Внуково с партнерами.

Однако продвинуться в переговорах дальше инвестиционного подразделения А1 «Альфа-групп», принадлежащего Михаилу Фридману , не удалось никому. А1 предлагала Каменщику предлагалось за актив 3 млрд долларов, но до сделки дело так и не дошло.

Теракт произошел 24 января в зале международных прилетов Домодедово, когда 37 человек погибли. Одновременно с расследованием власти занялись владельцами Домодедово. Но указать смогли лишь на компанию Hacienda Investments Limited (зарегистрирована на Кипре, управляет имуществом аэропорта). Структуру собственности установить не удалось.

Правда, после заявления о том Александра Буксмана, замгенпрокурора, в Госдуме, Домодедово разместило на Лондонской бирже сообщение, где объявило, что контролирует аэропорт председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.

В феврале Каменщика и нескольких топ-менеджеров компании задерживают по обвинению Следственного комитета. Дело о теракте продолжается. Предъявлены обвинения, что услуги, оказываемые компанией, не соответствуют требованиям безопасности и повлекли за собой гибель людей в результате теракта 2011 года. Более 4-х месяцев юристы «Домодедово» продолжали доказывать невиновность своих подзащитных. Они были освобождены из-под ареста в июле, а в сентябре - закрыто дело против топ-менеджмента «Домодедово» без обнаружения в действиях Каменщика и его менеджеров состава преступления.

«Я по-прежнему хочу работать и жить в России, … то, что с нами происходило за последние 20 лет, только подтверждает правильность стратегии — не паниковать, вкладывать деньги в своей стране, не рассчитывать ни на какие преимущества, строго соблюдать законы, а также не использовать трудности в качестве оправдания слабости».

О позиции аэропорта, работающих здесь технологиях в связи с терактом и обвинениями, выдвинутыми к нему лично и топ-менеджерам Домодедова, на брифинге говорил сам Каменщик:

Но не только Домодедово…

В жизни Дмитрия Каменщика была и политическая карьера. Он состоял в Совете по предпринимательству при Правительстве России в 2000-2004 гг., занимал должность советника председателя Госдумы и советника губернатора Московской области.

Одной из важных задач, которые ставил перед собой Каменщик, было снижение дефицита электричек. С этой целью он скупил около 99% акций «Демиховского машзавода», а затем и «Центросвар», и Октябрьский электровагоноремонтный завод. Он даже создал НПО «Трансмаш» - проектное бюро транспортного машиностроения.

О состоянии олигарха

2017 год. Журнал Forbes публикует список самых богатых людей России. На 29-ом месте с состоянием в 3,6 млрд долларов - Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров международного аэропорта «Домодедово», гениальный человек, потому что только такой мог провести реконструкцию громадного аэропорта, не остановив его ни на час, ни на минуту.

">

Инвестирует в принадлежащий ему аэропорт «Домодедово» $1,3 млрд. Об этом он сообщил в интервью Bloomberg. Он рассказал, что за последние 20 лет вложил в развитие хаба $3,5 млрд, благодаря чему «Домодедово» увеличил мощность в 16 раз и смог переманить Lufthansa и British Airways у «Шереметьево». Сейчас предприниматель приступает к второму расширению аэропорта, что позволить удвоить пассажиропоток до 60 млн человек в год.

Агентство указывает, что ничего из этого было бы невозможно без «армии» юристов (всего более 100 человек), которые на протяжении многих лет оспаривали претензии государственных органов. «Домодедово, наверное, одно из самых проверяемых предприятий в стране», - говорит Каменщик, добавляя: «Наш единственный способ выжить - это тщательно соблюдать закон».

По словам миллиардера, «озарение» пришло к нему благодаря Lehman Brothers. В начале 1990-х правительство президента Бориса Ельцина наняло американский банк для подготовки проекта по возрождению основных аэропортов Москвы. В Lehman Brothers пришли к выводу, что «Домодедово», расположенный в 45 км к юго-востоку от Кремля, безусловно, является самым перспективным местом, отчасти потому, что он был окружен полями, а не советскими жилыми кварталами.

«Это исследование повлияло на мою судьбу. Я понял, что основным фактором в бизнесе аэропорта является перспектива роста, что и было в Домодедово», - говорит бизнесмен.

По мнению руководителя консалтинговой фирмы «Инфомост» Бориса Рыбака, сотрудничавшего с Каменщиком, единственным препятствием для входа в бизнес на тот момент было отсутствие средств. «Все, что вам нужно было сделать, чтобы начать летать, - это заплатить», - заявил он в беседе с Bloomberg.

Бывший свердловский депутат Сергей Капчук, часто встречавшийся с Каменщиком в 1990-х годах, в беседе с агентством привел один небольшой, но убедительный пример того, как российский капитализм работал на ранней стадии.

Капчук сказал, что, работая представителем Свердловской области при Ельцине, который был также уроженцем этого региона, он организовал для главы Домодедовского района получение государственных средств для плохо финансируемой птицефабрики. После этого чиновник, который уже был знаком с Каменщиком, помог молодому предпринимателю «на всех фронтах».

«Когда я думаю о Диме, мне хочется перефразировать Рокфеллера: я могу объяснить все свои миллионы, кроме первого», - говорит Капчук. Сам он сейчас находится в Лондоне, где пытается получить политическое убежище. Пресс-служба Каменщика отказалась комментировать заявления Капчука.

По мере роста спроса в России на все на свете, от китайской электроники до турецкой одежды, Каменщик и некоторые его коллеги основали свое собственное транспортное агентство под названием East Line. Это лизинговая компания, которая насчитывала более 50 военных самолетов ИЛ-76. Криминальные группировки были настолько заинтересованы в перевозимых товарах, что бизнесмен был вынужден построить свой собственный грузовой терминал и сформировать охранную службу.

«Каменщик одним из первых в России открыл невероятный потенциал частного предпринимательства», - сказал Рыбак. Начиная с конца 1990-х East Line получала по $1 млрд ежегодно, их маржинальность была «жирной», добавил он.

После того, как Путин пришел к власти, он ужесточил налоговое законодательство, что сделало сферу перевозок менее доходной. По мере роста цен на нефть экономика процветала, появились розничные сети, которые опирались на морской транспорт, что также снижало спрос на авиаперевозки. Со временем Каменщик вынужден был сконцентрировать все свои силы вокруг аэропорта Домодедово.

К 2010 году Каменщик превратил Домодедово в самый загруженный и лучше всего управляемый аэропорт в Восточной Европе, согласно годовым рейтингам британской компании Skytrax’s. Тем не менее мало кто за пределами индустрии перелетов слышал о нем. Это изменилось в 2011, когда террорист-смертник взорвал себя в аэропорту, убив 37 человек и ранив более 200.

Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, обвинил в случившемся службу безопасности аэропорта и потребовал сделать управление аэропортом прозрачным. Тем не менее достоверно не было известно, кто же на самом деле контролирует аэропорт, потому что конечный бенефициар «спрятался за массой оффшоров», говорится в публикации. Через год после трагедии Каменщик заявил, что является единоличным владельцем воздушной гавани.

Сотрудники правоохранительных органов преследовали Домодедово за нарушения техники безопасности в течение следующих четырех лет, но адвокаты Каменщика успешно отбивались от их нападок в суде. Следствие было прекращено в 2015 году, затем Каменщика лично и нескольких его руководителей обвинили в предоставлении «небезопасных услуг». 18 февраля 2016 года следователи вызвали его на допрос.

Каменщик явился в Следственный Комитет, принеся с собой сумку со всем необходимым, что может понадобиться в тюрьме. Он не ошибся, но его арестовали только на одну ночь, после чего выпустили под домашний арест, где он находился до тех пор, пока осенью 2016 года СК не прекратил уголовное дело в отношении миллиардера.

Несмотря на эти перипетии, Каменщик стабильно входит в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes. В 2017 году его состояние было оценено в $3,6 млрд.

Загрузка...