dorogagizni.ru

Урок православная молитва план-конспект урока на тему. Изучаем Библию - Уроки онлайн ''Новая жизнь'' Урок двенадцатый: Молитва - дыхание души Молиться и читать библию библейский урок

История, которую мы хотим рассказать Вам, случилась во время Второй мировой войны. Летчик катапультировался с подбитого самолета, когда находился над водами Тихого океана. К счастью, небольшая резиновая лодка, какими снабжаются военные самолеты на случай аварии, оказалась цела. Прошло несколько часов, а он все плыл и плыл в своем крошечном судне неведомо куда. Помощь не приходила. Тогда, отчаявшись, он обратился к Богу с такой молитвой: «Дорогой Боже! Я не просил Тебя ни о чем двадцать лет. Услышь мою молитву, пошли мне того, кто спасет меня, и я никогда больше не буду беспокоить Тебя».

Есть много людей, которые обращаются к Богу только в отчаянии. Они вспоминают о молитве как о последнем средстве, к которому можно прибегать в трудных обстоятельствах, когда уже больше не на что надеяться. Они думают, что Бог не хочет или не может их услышать.

На самом деле это не так. Молитва - постоянный способ общения человека со своим Создателем. «Непрестанно молитесь», - сказал апостол Павел (1 Послание к Фессалоникийцам 5:17).

Христос, живя на земле, был лишен непосредственного общения с Богом-Отцом. Но Он очень много времени проводил в молитве, и это давало Ему силы перенести разлуку. Адам и Ева до своего грехопадения имели возможность лицом к лицу общаться с Богом. Грех положил такую огромную пропасть между Небом и землей, что мы теперь не только не можем подойти к Нему на близкое расстояние, но даже увидеть Его издали. И все же Бог оставил людям возможность общаться с Ним - через Духа Святого в молитве. Подумайте, как замечательно, что мы можем обращаться к Нему в любое время и при любых обстоятельствах!

Господь хочет, чтобы мы открывали Ему свои сердца. Из Библии мы узнаем, как нужно молиться, чтобы Бог слышал нас и отвечал нам.

ЛОЖНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ

Существует несколько неверных представлений о том, как нужно молиться. Рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения. Чем молитва не является?

1. МОЛИТВА - НЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Заклинание - это определенное сочетание слов. По мнению заклинателя, оно имеет магическое действие, способное заставить «высшие силы» выполнить желание говорящего. Издревле язычники пользовались заклинаниями, чтобы побудить тех, кого они считали своими богами, к определенным действиям.

Произнесение заклинаний отличается многократным ритмичным повторением одних и тех же заученных, часто бессмысленных фраз в определенной последовательности. Только таким образом, по представлению заклинателей, можно заставить богов исполнить человеческую волю. На самом деле заклинания всегда были или шарлатанством, или непосредственным обращением к дьяволу, скрывающемуся под видом языческих богов.

Иисус Христос, когда учил своих учеников молиться, предостерегал их, говоря: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им» (Евангелие от Матфея 6:7,8).

В книге Псалтирь сказано: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалтирь 61:9). Господь ждет от нас откровенности. Ему не нужно многословие. Простыми, понятными Вам словами обращайтесь к Нему со всем, что Вас в данный момент радует или тревожит. Пусть молитва будет искренней, открытой и одухотворенной.

2. МОЛИТВА - НЕ НИРВАНА

В некоторых восточных религиях считается, что высшего блаженства и приобщения к Богу человек достигает только после освобождения от всех своих мыслей и чувств. Такое состояние полного ухода от действительности и якобы ничем не заполненного сознания называется нирваной. Истинная же молитва, напротив, характеризуется сосредоточенностью разума и напряжением души, внутренним усилием человека, направленным к Небу.

Обращаясь к Богу в молитве, христианин не освобождает свое сознание от мыслей и чувств, но наполняет его Божественным содержанием. Вот что говорит Библия о сути молитвенного разговора с Богом: «И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Книга пророка Иеремии 29:12,13); «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Послание к Коринфянам 14:15); «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Книга пророка Иеремии 33:3) . Молитва предполагает участие как человека, так и Того, к Кому он обращается. Это живая связь с Живым Богом.

3. МОЛИТВА - НЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

В Священном Писании не говорится о том, что молитвы должны повторяться заученными словами. Библейские герои обращались к Господу из глубины своего сердца, они не учили слова своих молитв наизусть.

Можно привести в пример Давида, автора большинства псалмов из книги Псалтирь. Много раз ему приходилось просить у Господа помощи и защиты от врагов, и каждая новая просьба никогда не была копией предыдущей: «Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых… Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, от врагов души моей, окружающих меня» (Псалтирь 16:1,8,9);

«Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою» (Псалтирь 53:4,5);

Нам не нужно заучивать молитву, как стихи. Господь хочет, чтобы мы разговаривали с Ним как с Любящим Другом, в открытости, простоте и смирении сердца, как это происходит в серьезном и искреннем разговоре.

Истинная молитва - это сокровенные слова смиренной души, поднявшейся до небесных врат. Она, словно благовонное курение, возносится к престолу Всевышнего.

Есть люди, которые не решаются молиться только потому, что не знают, какими словами нужно обращаться к Богу. Но Он слышит наше сердце, а не слова наших уст. Чувства, которые мы испытываем в глубине своей души, для Него гораздо важнее произносимых слов.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Книга Царств 16:7).

КОМУ НУЖНА МОЛИТВА?

Часто люди задаются вопросом: «Если Бог знает все о моих нуждах, то зачем мне рассказывать Ему о них? И если Он видит благодарность в моем сердце, то обязательно ли высказывать ее словами?» Молитва нужна нам самим. Когда мы разговариваем со своим Творцом, Он дает нам облегчение, уверенность и внутренний покой. Мы поднимаемся над суетностью жизни к духовным вершинам. Высказывая свою радость и благодарность Богу, мы становимся еще более радостными и благодарными. Молитва изменяет сознание человека и преображает его, освобождая от вредных наклонностей и желаний. В молитве страх, ненависть, осуждение сменяются надеждой, любовью и прощением.

Наша молитва нужна и Господу. Представьте себе человека, который говорит всем, что очень хорошо к Вам относится, но при этом не желает с Вами общаться. Сможете ли Вы считать его своим другом? Бог все время разговаривает с нами через наши мысли, нашу совесть, через других людей, через обстоятельства жизни и Библию. Но как часто, слыша этот тихий и нежный голос, мы отвечаем на него равнодушным молчанием.

В молитве человек обретает истинное счастье, мир и покой. Сердце Бога наполняется радостью, когда Он слышит устремленные к Нему слова, исходящие из глубины человеческого сердца.

Молитва является сильным оружием против сатанинских сил. Это ключ, которым мы открываем двери перед Всемогущей Любовью. Господь уважает свободу человека и насильно не вторгается в его мир. Молясь за себя, своих родных, друзей, знакомых, за учителей, врачей, начальников и даже незнакомых нам людей, мы открываем Богу канал, по которому Он действует, защищая тех, о ком просят, от зла и изливая на них Свои благословения.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА?

Бывает, что наши просьбы к Богу остаются без ответа. Почему такое происходит? Разве Он не всегда нас слышит? Что говорит Библия по этому поводу?

В Священном Писании представлены четыре основных причины, объясняющих, почему Господь не всегда отвечает на наши молитвы.

1. ОПАСНАЯ ПРОСЬБА

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Послание Иакова 4:3).

Бывает, мы долго молимся Богу, прося о том, что, как кажется на первый взгляд, нам просто необходимо. Проходит время, а ответ так и не приходит - почему? Возможно, потому, что это было бы не во благо и принесло бы вред нам самим или кому-то из наших ближних. Тот, Кто заботится обо всем мире, лучше знает, в чем мы действительно имеем нужду.

Случалось ли вам когда-нибудь видеть на улице плачущего ребенка, выпрашивающего у мамы мороженое или какую-нибудь понравившуюся ему игрушку? Как вы думаете, почему мама не выполняет просьбы своего чада? Скорее всего, она проявляет заботу о нем, понимая, что ему не пойдет на пользу то, что он так сильно хочет в данный момент.

Часто мы, как капризные дети, стоим на своем, прося Бога во что бы то ни стало исполнить наше желание. А потом, по прошествии какого-то времени, вдруг начинаем видеть в Его молчании глубокую любовь и милость к нам. В Библии находится чудесное обетование:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»(Евангелие от Матфея 7:9-11).

Наш любящий Отец никогда не даст Своим детям камень вместо хлеба, но Он также не согласится дать им змею, даже если они будут Его об этом очень просить.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»(Книга пророка Иеремии 29:11).

«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Книга пророка Исаии 55:8,9) .

Мы, люди, бываем духовно недальновидны и не можем предвидеть всех последствий того или иного шага, того или иного события. Бог всеведущ, Он знает будущее. Поэтому всякий раз, обращаясь к Нему, просите Его открыть Вам Свою волю относительно Вашей жизни. Говорите в молитве: «Да будет это, если Тебе угодно. Да будет это по воле Твоей».

2. НЕДОВЕРИЕ

«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Послание Иакова 1:6,7).

Бывает, люди обращаются к Богу без веры в то, что Он их услышит, просто так, на всякий случай, вдруг повезет. Наше недоверие Всемогущему и Милосердному Богу может стать причиной молитв, оставшихся без ответа. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Послание к Евреям 11:6).

Однажды к Христу привели бесноватого отрока. Отец несчастного очень хотел исцеления своего сына, но у него недоставало веры. Вот с какими словами он обратился к Спасителю: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам»(Евангелие от Марка 9:22). «Если что можешь»,- говорят люди Тому, Кто держит в Своих руках Вселенную. В ответ Иисус тихо сказал: «...если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Евангелие от Марка 9:23). Все, кому не хватает веры, могут просто попросить ее у Христа, как это и сделал отец одержимого мальчика: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Евангелие от Марка 9:24).

«...истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Евангелие от Матфея 17:20).

3. ЛЮБИМЫЙ ГРЕХ

Бог не будет исполнять просьбу человека, который осознает свой грех, любит его и не желает с ним расставаться. Наша молитва не будет услышана, если мы преднамеренно нарушаем Божьи заповеди и оказываемся во власти темных мыслей и стремлений.

«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость... Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:9,13) .

«Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Послание Иоанна 3:20-22).

Но нам не следует думать, что Богу угодны только праведные люди. Он услышит и непременно ответит на молитву любого раскаивающегося грешника, который просит у Него прощения и освобождения от своего греха.

Придите к милосердному Богу такими, какие Вы есть. Если грех разорвал связь между Вами и Богом, прибегните к молитве и восстановите связующую нить. Помните, что любящий Отец ожидает возвращения Своих заблудших детей. Сделайте этот шаг!

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:7).

4. НАРУШЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЛИЖНИМИ

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Евангелие от Матфея 5:23, 24);

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Послание Петра 3:7).

Иисус показал ученикам, что взаимоотношения человека и Бога непосредственно связаны с отношением человека к человеку: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея 6:14, 15).

Можем ли мы обращаться к Богу и просить у Него что-то, если при этом обижаем или не можем простить тех, кого Он любит так же сильно, как и нас? «Кто говорит: "я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»(1 Послание Иоанна 4:20,21).

Итак, мы рассмотрели четыре главные причины, по которым мы не видим ответа на молитву. Бывает также, что ответ от Бога приходит не сразу. Может быть, потому, что Господь хочет научить нас терпению или время еще не наступило для какого-то события. На некоторые вопросы мы, возможно, получим ответ только в вечности. Но независимо ни от чего нам никогда не следует впадать в отчаяние, переставать доверять своему Создателю и считать, что Он не хочет или не может ответить на молитву.

«Всё соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Книга Екклесиаста 3:11).

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Послание к Римлянам 8:28).

Один мудрец сказал: «Терпеливому достается даром все то, за что нетерпеливому приходится дорого платить». Не будем уподобляться тому человеку, который просил у Бога в молитве: «Господи, дай мне, пожалуйста, терпения - и поскорее!»

Однажды Иисус рассказал Своим ученикам притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать: «...в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: "защити меня от соперника моего”. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: "хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Евангелие от Луки 18:2-8).

С верой просите всемогущего Бога о благословениях, которые Он обещал даровать, и прежде всего о Его присутствии в Вашей жизни. Будьте постоянны и неотступны в молитве, и Ваша настойчивость, если Вы просите по воле Божьей, будет щедро вознаграждена.

«Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему”; а тот изнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе”. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Луки 11:5-10).

ОБРАЗЕЦ МОЛИТВЫ

Обращаясь к Господу в церкви или наедине, мы можем следовать тому примеру молитвы, который Христос дал в Нагорной проповеди:

«Молитесь же так: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь”» (Евангелие от Матфея 6:9-13).

Иисус учит нас приходить к Нему так же, как приходят послушные дети к своему любящему отцу, с благоговейным почтением. Когда мы начинаем молитву с благодарности, с прославления имени Господа, с просьбы о продвижении дела Божьего, не ставя свои личные интересы на первый план, то избавляемся от эгоизма и обретаем смирение. Очень важно просить о том, чтобы повсюду исполнялась Его воля, чтобы Его великое Царствие скорее установилось как в наших сердцах, так и на всей земле. Не стесняйтесь молиться о «насущном хлебе» - обо всех своих больших и малых духовных, физических и материальных нуждах. Необходимо осознавать, что все доброе, что мы имеем, исходит от Бога, и благодарить Его за посылаемые дары. Следует также просить о прощении наших грехов и защите от дьявола, помня о том, что только Господь может дать нам способность противостоять сатанинским искушениям. В завершение молитвы «Отче наш» Иисус учит нас высказывать слова доверия Божьему всемогуществу.

Все, о чем мы просим нашего Небесного Отца, мы можем получить только благодаря Иисусу и Его жертве. Сегодня Христос является нашим ходатаем перед Богом-Отцом, поэтому все наши молитвы должны быть «во имя Иисуса». Он Сам говорил об этом Своим ученикам, когда находился с ними: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога»(Евангелие от Иоанна 16:23,26,27).

Для того, кто просит и получает просимое во имя Иисуса Христа, это Имя важнее всех других имен на свете, потому что является именем Спасителя и лучшего Друга.

КАКИМИ БЫВАЮТ МОЛИТВЫ?

1. ЛИЧНАЯ МОЛИТВА

В нашей жизни случается много такого, о чем мы не можем говорить порой даже с самыми близкими людьми. Но есть Тот, Кому можно и нужно открывать свое сердце до конца. К Нему, нашему надежному Другу, следует обращаться со своими переживаниями, ища у Него поддержки, защиты и утешения. Бог понимает состояние нашей души. Он знает все наши сердечные устремления, слабости, грехи. Мы полностью открыты для Него.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи»(Послание к Евреям 4:15,16).

Вас охватил страх? Вы чем-то встревожены? Молитесь! Обратившись к Богу, Вы снимете со своего сердца тяжелый груз.

Молитва открывает двери для Божьих благословений и позволяет верующему в полной мере испытать на себе Его милосердие. Где и как мы можем открыть свое сердце Господу?

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:6).

Общаться с Богом лучше наедине. Сам Иисус всегда старался найти скрытое от любопытных взоров место для молитвенной беседы со Своим Отцом.

Однако тайная молитва не подразумевает непременного уединения. Молитва - это прежде всего слова сердца, и совсем не обязательно, чтобы они были произнесены вслух. Пусть Ваши просьбы и благодарения устремляются к небесам, облеченные в святое молчание. Идя по улице, трудясь, занимаясь домашними делами, наслаждаясь общением с друзьями, помните, что Вы всегда можете отправить Вашему Небесному Отцу свое сердечное послание и оно непременно будет Им услышано.

2. ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА

Совместная молитва верующих должна быть короткой. Молитва «Отче наш», которую Господь дал нам как образец, звучит всего одну минуту. Не нужно повышать голос до неестественного звучания. Имя нашего Создателя следует произносить с трепетным благоговением. Будем приближаться к благословенному престолу со склоненной головой, говоря ясными словами и помня, что нас слушает мудрый Творец Вселенной. Господь благословляет всех, кто молится со смирением, и не может ответить тому, кто, произнося красивые молитвенные слова, думает больше о том, как произвести впечатление на окружающих.

«Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Послание к Тимофею 2:8).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Евангелие от Матфея 6:5).

3. СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА

Утро и вечер - особое время в семье верующих, когда родители и дети вместе молятся и изучают Библию.

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6,7).

Дом становится счастливее, семейные отношения теплее, любовь чище, если мужа, жену и детей связывает общая молитва. Она надежно защищает семью от зла, конфликтов и беспорядка.

Почему бы и Вам не отложить свои дела в сторону и не помолиться вместе с Вашими близкими? Начинайте и завершайте свой день семейной молитвой. Пусть и в Вашем доме исполнится обетование Господне: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея 18:20).

КОМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?

В Библии нет ни одного примера молитвы ангелам или умершим праведникам. Напротив, в ней содержатся ясные и четкие предостережения против поклонения кому бы то ни было, кроме Бога.

Чтобы убедиться в этом, откроем книгу Деяний апостолов и Откровение: «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деяния святых Апостолов 14:8-15);

«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откровение 22:8).

Когда сатана пытался уговорить Иисуса поклониться ему, Спаситель ответил цитатой из Священного Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4:10).

Наша молитва, по утверждению Библии, идет непосредственно к Богу-Отцу при ходатайстве Его Сына и посредством Духа Святого:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Послание к Тимофею 2:5);

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Послание к Римлянам 8:26).

МОЛИТВА - НАДЕЖНАЯ СВЯЗЬ С БОГОМ

Каждый знает, как трудно по праздникам бывает дозвониться. Телефонная линия перегружена, много желающих поговорить, поздравить друг друга. Какая радость - пообщаться с тем, кто нам дорог. Люди не жалеют денег даже на самые дорогие телефонные переговоры, только бы услышать родной голос.

Но никогда не бывает занята линия связи, соединяющая нас с Правителем Вселенной. Чтобы говорить с Ним, не нужно платить деньги и часами ожидать связи. Какая удивительная возможность - в любую минуту делить с Богом самые сокровенные мысли! Как часто мы ходим, отягощенные непосильной ношей проблем и забот лишь потому, что не находим времени для общения с Ним. Любящий Господь призывает: «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Книга пророка Иеремии 33:3) . Небесным Отцом всегда будут услышаны негромкие слова искреннего сердца.

«Дорогой Господь, благодарим Тебя за чудесную возможность постоянно общаться с Тобой, нести к Тебе как к любящему Отцу и Другу все свои радости и печали. Мы вверяем Тебе сегодня все свои нужды и благодарим за Твою постоянную заботу о нас. Научи нас молиться со смирением в сердце, думая не о себе только, но и о наших ближних, и о Твоей святой воле, которая гораздо лучше наших собственных планов. Помоги нам доверять Тебе во всем и быть послушными и чуткими к Твоим словам. Во имя Иисуса просим. Аминь» .

Что такое молитва?

План урока:

Вступительная молитва

Введение

1. Что же такое молитва?

2. Условия, когда молитва становится эффективной

Заключение

Практическое задание

Заключительная молитва

Введение

Молитва - это путь отношений с Богом , по которому нам нужно обязательно идти, бежать, постоянно разговаривая с Богом. Углубляясь в этом пути все дальше и дальше познавая глубину этого пути. Это путь отношений с Богом, который очень важен для человека.

1. Что же такое молитва?

(Матф 6:5-15)

Молитва - это разговор с Богом, общение.

С помощью общения люди строят отношения друг с другом, начинают доверять друг другу, помогать, поддерживать и т.д.

Люди общаются между собой не заученными стихами, правда ведь?

Так же и с Богом, нужно общаться не скороговорками, а нормальным человеческим языком.

В молитве главное молиться.

Когда человек приходит в "тайную комнату" или в молитвенное собрание, то самое главное в это время - молиться.

Молитва это не монолог. Молитва это диалог.

Наш Бог живой! Он отвечает на молитвы. Он восполняет нужды. Он говорит с человеком через Библию, дает ответы в сердце.

2. Условия, когда молитва становится эффективной.

(Матфей 6:5,6).

Не лицемерьте. Не обязательно, чтобы вас видели молящимся. Необходимо быть искренним с Богом. Он знает сердце.

Не используйте пустые повторения. Пусть ваша молитва будет спонтанной и двухсторонней. (Матфей 6:7)

Не держите ничего против кого бы то ни было. Прощайте. (Матфей 6:14-15) ; (Матфей 5:23-24).

3. Примеры молитвенной жизни людей в Библии.

Езекия .

(4 Царств 19:14-19) - поменяла ход политических и военных событий, молитва может менять обстоятельства нашей жизни.

Иисус.

Сила служения Иисуса таится в Его молитвенной жизни. (Марк 1:35); (Мф 14:23) , Евангелие подчеркивает, что Иисус молился, и молился немало.


Апостолы .

Все кем они стали, и что они сделали, родилось из молитвы.

(Деян 1:14) - сошествие силы Духа было в атмосфере совместной молитвы. Молитесь с друзьями, и вы узнаете силу Духа.

(Деян 10:9) - Петр стал рычагом в Божьих делах, хотите быть двигателем Бога - молитесь.

(Деян 16:25) - в молитве переживали страдания Павел и Сила. Их молитва привела к обращению семьи стражника и землетрясению. Молитесь, когда в вашу жизнь приходит скорбь.

(Деян 13:2,3) - Павел получил служение миссионера в молитве. Хотите быть посланником Божьим - молитесь.

Заключение

Если мы хотим жить с Богом - молитва будет для нас основным средством такой жизни.

Практическое задание

1. Создайте в себе привычку молиться.
Лучшее время для молитвы - раннее утро, до того как в наш день войдут заботы. День после встречи с Господом пойдет совершенно по-другому.
Хорошо установить и придерживаться определенной продолжительности времени в молитве ("молитесь хотя бы час" - говорил Иисус Своим ученикам).
2. Создайте список нужд.
Использование такого списка поможет дать молитве точность и направление. С помощью списка Вы сможете знать на что Господь уже ответил.

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ражева Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ СОШ им. Н.А.Некрасова

Некрасовского района

Ярославской области

Урок № 4

Тема урока: Православная молитва

Цель урока:

православное отношение христиан к Богу; молитва как разговор человека с Богом, как форма возможного общения человека с Богом.

Задачи урока:

Обучающая: углубить знания учащихся о православной молитве, её видах;

познакомить с понятиями «молитва», «благодать», «святые»;

Развивающая: объяснить учащимся разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать», обогатить и усложнить их словарный запас, формировать способы взаимодействия ученика с учителем, учеников друг с другом;

Воспитательная : помочь учащимся осознать отличие материальных благ от духовных радостей.

Термины и понятия: материальные просьбы, духовные просьбы, православие, молитва, требование, просьба, приказ, благодать, святые.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», раздаточный материал, учебник, интерактивная доска.

Формы работы: беседа, работа с текстом учебника и дополнительным материалом к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы прочитали в учебнике статью «Человек и Бог в православии». Ответьте на вопросы:

1.Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

2.Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

3. Вспомните, что значит быть православным? (Если дети забыли значение термина «православие», можно открыть учебник на стр.7) (Слайд 1)

(Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме)

УЧИТЕЛЬ: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

(Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами:

«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д.,

можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик»,

можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.)

УЧИТЕЛЬ: Ваши пожелания я записала на доске, распределив их в разные столбики. Прочитайте, как они названы. Подумайте, почему одни пожелания называются «материальные просьбы», а другие «духовные просьбы»?

(Ученики высказываются) (Слайд 2)

III. Знакомство с понятием «молитва».

1.УЧИТЕЛЬ: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитвой. (Слайд 3) (учитель объявляет тему урока)

А когда, как вы думаете, человек обращается с молитвой к Богу? (Ученики высказываются)

Послушайте стихотворения русских поэтов. Как поэты отвечают на заданный вопрос? Подчеркните ключевые слова, которые помогут найти ответ на вопрос.

(Слайд 4) (Стихотворения читают заранее подготовленные ученики. )

***

К. Романов

Молитва

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов

2.УЧИТЕЛЬ:

Разочтемся, наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

Взглянул на него в упор.

По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?- Так точно, ясно.

Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

Ведь лучшее всё в нас -

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки:

УЧИТЕЛЬ: Чем, по-вашему, отличается молитва от требования, просьбы, приказа? (Ученики высказываются)

IV. Работа с учебником.

УЧИТЕЛЬ: Какие бывают молитвы?

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», интерактивная модель «Православные молитвы». Показать первую картинку.)

1.Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Мы с вами тоже написали много таких просьб.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.

Вот что написали мы с вами.

Приведите примеры (из учебника стр.12) просьб духовных благ.

(Чтение и комментирование примера молитвы-просьбы в электронном пособии)

2. (Пояснение молитвы благодарения и «славословия».)

Почему, как вы думаете, один из видов молитв называется молитвой благодарения? За что люди благодарят Бога?

Молитву благодарения люди используют нечасто. Почему?

(Если дети затрудняются ответить на вопрос, найти ответ в учебнике и прокомментировать его.)

Вспомните, в каких ситуациях ваши близкие говорят: «Слава, Богу!»

Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит, ты не одинок, значит, есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

(Чтение и комментирование примера молитвы благодарения и «славословия» в электронном пособии).

3. Перечитайте стихотворение Константина Романова «Когда креста нести нет мочи». О каких молитвах напоминает поэт людям? (о молитве-прошении и молитве благодарении).

Как вы поняли выражение «Когда креста нести нет мочи»?

3. По учебнику: пояснение терминов «благодать», « святой» (стр. 13).

Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья? (он изменяется)

Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Как поэт сказал о великой силе молитвы, её влиянии на человека? (словарная работа: бремя (устаревшее слово) - непосильная ноша)

С души, как бремя, скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

4. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 13-14.

Скажите, когда и где православный человек может молиться?

V. Знакомство с молитвой «Отче наш»

УЧИТЕЛЬ: У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), хотя бы первые её слова. Послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О какой молитве мы будем сейчас говорить?

Г.Х. Андерсен

Снежная королева (отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоголовых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным - «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).

Чтение учителем молитвы «Отче наш» на стр.14

Молитва звучит на церковно-славянском языке, поэтому не всё в тексте молитвы нам понятно

(Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое»)

Дома вместе с родителями прочитайте молитву «Отче наш» и выполните задание на карточке. По желанию можете выучить молитву.

VI. Подведение итогов урока.

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», выполнение заданий «Тренажёр»:

Какие молитвы произносят христиане в разные моменты жизни?

«Отче наш» - это………………

Христиане молятся, потому что…………….

Молитва может……………………………………)

Учитель: Ответьте на вопросы:

Слово «православие» означает.....

Молитва – это...

Виды молитвы: молитва-..., молитва-..., молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

VII.Домашнее задание.

1. Выполни вместе с родителями задания на карточках (на выбор).

2. Нарисуй ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Задания для домашней работы

Задание 1. Проведи линии соответствия.

благодарственные

Молитвы

просительные покаянные

Молитвы молитвы

« Аллилуия!» « Подай, Господи!»

« Господи, помилуй!»

« Слава Богу!»

Задание 2. Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех !

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение , но избави нас от лукавого .

Иже еси на небесех ___________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 3.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________

Задание 4. Для тех, кто хочет знать больше. Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:

Дополнительный материал к уроку

Отче наш
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика. А. С. Пушкин

Василий Великий

Для прочего всему свое есть время, по слову Екклесиаста: «время всякой вещи»; но для молитв и псалмопения пригодно всякое время.

Иоанн Златоуст

Молитва есть великое оружие, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неиждиваемое, пристанище неволненное, невозмутимое отишье, - и бесчисленных благ корень и источник и матерь есть молитва: она могущественнее самой царской власти. Молитву же я разумею, не кое-какую, не нерадивую и рассеянную, но пламенную и притрудную, исходящую из души болезнующей и ума глубокособранного. Такая только молитва небовосходна.

Франсуа Мориак

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Раздаточный материал

***

Когда креста нести нет мочи, Но если вслед за огорчением

Когда тоски не побороть, Нам улыбнется счастье вновь,

Мы к небесам возводим очи, Благодарим ли с умиленьем,

Творя молитву дни и ночи, От всей души, всем помышленьем

Чтобы помиловал Господь. Мы Божью милость и любовь?

К. Романов

Молитва

В минуту жизни трудную Есть сила благодатная

Теснится ль в сердце грусть: В созвучье слов живых,

Одну молитву чудную И дышит непонятная,

Твержу я наизусть. Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов

Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка. (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

Взглянул на него в упор.

По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?- Так точно, ясно.

Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас -

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

___________________________

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.


Тема: Молитва

Цель: показать детям важность молитвы, научить детей молиться

Библейский источник:

Золотой стих: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» Матфея 7:7

1. Мотивация – 7 мин

Используйте подготовленных заранее персонажей: жирафа и человека, проведите между ними диалог.

Ж. У меня такая длинная шея, какой я красивый!

Ч. Чем это ты так гордишься?

Ж. Тем, что я большой и красивый.

Ч. Но ведь это не твоя заслуга. Это Бог тебя создал таким.

Ж. А кто такой Бог и где Он?

Ч. Бог – Творец земли и всего, что на ней. Он находится на небе.

Ж. Человек, я выше тебя, посмотри, какая у меня длинная шея. Она поднимает мою голову очень высоко, я ближе к небу, чем ты, но я не вижу Бога. Я хочу с ним поговорить.

Ч. Понимаешь, жираф, Бога невозможно увидеть только потому, что ты длиннее и красивее. Бога невозможно увидеть простыми глазами. Это возможно только людям.

Ж. Почему?

Задайте детям вопрос:

Дети, как вы думаете, чем животные отличаются от людей? (выслушайте ответы детей и подведите итог)

Животные, как и люди, едят, пьют, дышат, спят. Но есть между ними разница. Бог сотворил человека по Своему образу и хотел с ним общаться. Это желание есть в человеке до сих пор. Раньше Бог общался с человеком в раю, а теперь мы можем общаться с Богом через молитву. И это отличает нас от животных. Молитва – это разговор человека с Богом.

2. Игра Высоко – низко 5мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Где бы мы ни были, Бог всегда слышит наши молитвы. Господь слышит наши молитвы отовсюду: со снежных гор и из пещер, из дома и из церкви. Предложите детям внимательно слушать названия мест или предметов, откуда Господь может слышать наши молитвы. Если место или предмет расположены высоко, дети должны поднимать руки вверх, если низко – присесть. Примеры: снежные горы, зелёные поля, лес, верхушка дерева, на льдине, во чреве кита, на кровати, на 10 этаже, на карусели, в шалаше, в церкви и т.д.

3. Основная часть. Молитва 5-ти пальцев. 7 мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Библия говорит, что Бог хочет, чтобы мы постоянно молились Ему. Т.е. мы часто должны разговаривать с Богом и каждый день. Бог лучше любого друга, Он всегда нас слышит. Он может дать нам все, в чем мы нуждаемся. Бог хочет, чтобы мы просили Его о том, что нам нужно, Он любит отвечать на наши молитвы.

Кто из вас знает, как надо молиться? Похвалите детей, которые подняли руку, и похвалите тех, кто не поднял руку, поблагодарите их за честный ответ. И скажите, что сейчас мы будем учиться молиться. Смотрите, у каждого из вас есть руки. И есть красивенькие пальчики. Сколько их? Правильно 5. Покажите детям все пальчики, и выучите с ними название пальчиков: Большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Поднимаем большой пальчик верх и говорим, что Бог Он большой и Великий, поэтому, когда мы молимся, мы должны поблагодарить Его и прославить за то, что Он такой Великий. Указательный пальчик, он нас как будто бы ругает. Говорит: плохо ты, Петенька, сделал, аяяй! А плохие поступки это грех. Поэтому после того, как мы прославили Бога, мы должны попросить прощение за наши плохие дела и постараться больше так не делать. Средний пальчик, он самый высокий, самый главный, а кто у нас в семье самый главный? Правильно! Родители. Поэтому обязательно нужно молиться о родителях. Безымянный пальчик он находится рядом с мизинчиком. А кто часто находится рядом с нами? Это наши друзья, о которых тоже нужно молиться. И самый маленький пальчик, как вы думаете это кто? Это я сам. В последнюю очередь мы просим Бога о себе и о своих нуждах.

Повторите с детьми то, что вы проходили, выберете тех, кто попытается рассказать молитву 5 пальчиков. Затем подведите итог. Смотрите ребята. Легко ли нам соединить мизинчик с указательным пальцем? Тяжело, правда? А легко ли нам соединить средний палец с мизинцем? Тоже сложно? А давайте попробуем соединить большой палец с мизинцем. Получается? А со средним? Тоже получается! Большой палец соединяется со всеми. А что значит большой палец в нашей с вами молитве? Он означает Бога. Видите, Бог может все контролировать, и родителей (соедините большой палец со средним), и наши грехи (большой с указательным) и т.д. Тем самым, покажите детям, что Бог может контролировать все. Поэтому Ему нужно доверять и Ему нужно молиться.

5. Спойте с детьми песню «Имею дивный телефон» 5мин

МАОУ «Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского» г.о. Звенигород

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе

Тема урока: «Евангельское учение об отношении к врагам»

Учитель: Куренкова Надежда Александровна

Звенигород, 2015

Цели урока:

Дать знания о том, как Евангелие учит относиться к врагам;

Подтолкнуть учащихся к осмыслению понятий «враг», «зло», «любовь».

Задачи урока:

Составить наглядную таблицу, систематизирующую используемые на уроке понятия;

Провести обсуждение отрывков из Евангелия об отношении к врагу и злу;

Актуализировать знания об образе Божием в человеке;

Провести параллели между иконой и человеком;

Сравнить отношение к злу в Ветхом и Новом Завете;

Провести обсуждение истории о невольнике Самбо;

Соотнести ситуацию войны с заповедью о любви к врагам;

Актуализировать знания об обстоятельствах Куликовской битвы.

Оборудование:

1.Учебники: Прот. В. Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры. 4 класс. М., «ПРО-ПРЕСС», 2009.

2.Икона, нуждающаяся в реставрации.

3.Икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву».

Ход урока

Организационный момент.

Бог есть Любовь. Как вы думаете, откуда же тогда в мире зло? Кто источник зла?

Диавол. Люди, которых он соблазняет.

Как мы называем того, кто делает нам зло?

Откройте тетради, запишите тему урока: «Евангельское учение об отношении к злу».

Представьте себе такую ситуацию. Вы в пустыне. У вас на глазах на человека нападает лев. Что вы будете делать?

Ответы детей.

Вот вам варианты для выбора: стоять и смотреть, как лев растерзает человека; броситься на помощь, зная, что лев и вас тоже растерзает; добить человека, чтобы не мучился.

Поставим вопрос немного иначе: какой вариант самый жестокий?

Ответы детей.

А ведь именно так мы чаще всего и поступаем. Когда человека озлобляет диавол - нападает лев, - мы, вместо того чтобы помочь, добиваем человека своим осуждением. Если человек делает нам зло - это то же самое, как если бы он пришел к нам вместе со свирепым львом. Кто подлежит осуждению: лев или человек? зло или человек?

Ответы детей.

Враг, то есть делающий зло человек, - это не одно и то же, что зло. Зло нужно отделять от человека: осуждать зло, извинять человека.

Нарисуем в тетрадях таблицу:

Откройте учебник на странице 58. Читаем по цепочке первый абзац.

Как Иисус Христос учит относиться к врагу?

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «любить»:

Как это - полюбить врага? За что?

Ответы детей.

Как называется доброе начало, заложенное Богом в человеке?

Образ Божий.

Может ли образ Божий исчезнуть в человеке?

Ответы детей.

(Учитель показывает темную, нуждающуюся в реставрации икону).

Вот темная икона. На ней почти не видно изображения. Но можно ли сказать, что его нет на иконе?

Ответы детей.

Так же происходит и с человеком. Образ Божий не исчезает в нем, но может быть замутнен, плохо виден. Поэтому чтобы полюбить человека, нужно просто разглядеть в нем - что?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «видеть в нем образ Божий»:

Видеть в нем образ Божий

То же делают дети в тетрадях).

Теперь я прочитаю вам слова Христа, сказанные чуть раньше, чем те, что мы прочитали в учебнике. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Здесь Христос приводит слова из Ветхого Завета. Как вы их понимаете?

Ответы детей.

«Око за око» - это не заповедь воздавать злом за зло. К вам подбежал хулиган, выбил у вас зуб. Что вы захотите с этим человеком сделать?

Ответы детей.

Вы захотите выбить ему всю челюсть. Так вот, чтобы этого не произошло, и была дана заповедь: «Зуб за зуб». Нельзя причинить зло, большее, чем то, что причинили тебе. Эта заповедь ограничивает зло, а не разрешает его.

А что же сказал Христос об этом? «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Как учит бороться со злом Христос?

Смирением, любовью; другие ответы детей.

Если ответить злом на зло, то что происходит? Зло увеличивается. А если не ответить на зло - оно остановится. Будет побеждено. Вот вам второй вариант борьбы со злом.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «ограничить», «победить», «смирением»:

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

То же делают дети в тетрадях).

В Ветхом Завете была заповедь ограничить зло, в Новом - победить. Какая из них сложнее?

Ответы детей.

Значит ли это, что Христос упразднил, сделал недействительной заповедь Ветхого Завета?

Ответы детей.

(Учитель приглашает к доске ученика, подготовившего пересказ истории о Самбо).

(Ученик у доски рассказывает). Один невольник, по имени Самбо, привезенный из Африки на индийский остров, был христианином и вел себя так хорошо, что хозяин сделал его управляющим всего имения.

Однажды хозяин, намереваясь купить партию невольников, послал его на базар выбрать двадцать отборных молодцов. Самбо, выбирая рабов, заметил среди них одного бедного, старого, изувеченного человека и с особой радостью купил его. Хозяин был очень удивлен этим выбором и сначала долго не соглашался принять больного и неспособного к работе человека, но Самбо так усердно просил за него хозяина, что тот уступил его просьбе и взял старика.

Когда невольники были отведены на работу, хозяин заметил, что Самбо необычайно заботливо ухаживал за старым африканцем. Он взял его в свое жилище, положил на свою собственную постель и кормил его со своего стола. Когда было сыро, он выводил его на солнце, а когда было жарко, сажал под тень дерева. Хозяин подумал, что Самбо нашел одного из своих родственников, и спросил, не отец ли его этот старик.

Нет, он не отец мне, - ответил Самбо.

Ну, так брат?

Нет, он мне и не брат.

Может быть, твой родственник?

Нет, господин, он мне не родня и не друг.

Почему же ты так заботишься о нем? - спросил удивленный хозяин.

Да потому, что он мой враг, - ответил Самбо. - Ведь это он продал меня когда-то торговцу невольниками, а Христос велит платить за зло добром.

Что заставило Самбо так поступить со своим обидчиком?

Ответы детей.

Какой способ борьбы со злом вы здесь увидели?

Ответы детей.

Бывает ли так, что невозможно поступить, как Самбо? Бывает ли, что мы не можем остановить зло смирением, примириться с ним?

Ответы детей.

Как же поступать тогда?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «силой»:

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

То же делают дети в тетрадях).

(Учитель показывает икону «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву»).

Что здесь изображено?

Ответы детей.

Почему поход на войну, сражение с врагами благословляется?

Ответы детей.

Христос учит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Подведем итог. Посмотрите еще раз на нашу таблицу.

(Учитель обращает внимание детей на то, что в каждой колонке есть слова, связанные с понятием «любовь»).

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением (смирение - проявление любви)

Ограничить

Силой (напомнить цитату из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»)

Оказывается, мы все время говорили о любви. Одинаково ли она проявляется во всех этих случаях?

Ответы детей.

Любовь проявляется по-разному. Но всегда зло побеждается любовью - в одном из ее проявлений. Иначе невозможно. Невозможно потому, что человек, побеждая зло, должен уподобляться Богу, а Бог есть Любовь.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

(Учитель записывает на доске вопрос, дети - в тетрадях).

Может ли человек достичь любви к врагам своими силами? Почему?

Задание: письменно ответить на вопрос в тетради.

Учебно-методический комплект

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: учебное пособие, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 136 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: рабочая тетрадь, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 36 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: методическое пособие для учителя, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 184 с.

Загрузка...