dorogagizni.ru

Биография данте алигьери. Гениальный однолюб

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия". Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок", атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

"Божественная Комедия"

Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная" присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.


Любовь, что движет солнце и светила - 750 лет назад родился поэт, который подарил миру понятие о любви: Данте Алигьери.

Одна из самых необычных в мире книг - это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги размером 80 на 60 см бенедиктинским монахом Габриэлем Челани. Все 14000 стихов можно легко прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то видишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил четыре года.

Так как Италия на протяжении многих веков была раздроблена на множество мелких княжеств и городов-государств, на её территории существовало большое количество диалектов, произошедших от народной латыни. В начале XIV века флорентиец Данте Алигьери написал знаменитую «Божественную комедию», которой зачитывались во всей Италии. Именно это произведение стало одной из основных причин того, что родной для Данте тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка.

Существует заблуждение среди почитателей литературы о выражении «божественная комедия» Этому знаменитому произведению сам автор Данте Алигьери дал название очень простое - «Комедия („La Commedia“)». Слово «Божественная» было впервые приобщено издателями только через 200 лет после смерти Данте с целью коммерческого успеха книги, вышедшей в свет из под печатного станка в типографии Лодовико Дольчи в 1555 году.

Внимательный читатель может заметить и другие структурные особенности «Божественной комедии». Например, каждая кантика оканчивается словом «звезды», имена Христа и Марии рифмуются только сами с собой, в главах, посвященных аду, они не встречаются.

«Божественную комедию» перевели на множество языков. На русском она появилась впервые в XIX веке, перевод осуществлялся несколько раз разными людьми. Классическим считается перевод, выполненный Михаилом Лозинским в 1945 году, за который он получил государственную премию.

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в нее. Именно это чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди. Но ни брак, ни последующие дети Беатриче не могли помешать поэту любить ее всю свою жизнь. Данте пережил Беатриче - она умерла в 1290 году. Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь».

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. После вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.

«Божественная Комедия» - поэтическая энциклопедия средних веков - непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года. Последний поэт Средневековья оставил после себя значительный след в мировой литературе и положил начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Годы жизни: с 01.01.1265 по 14.09.1321

Итальянский поэт и политический деятель, один из основателей литературного итальянского языка. Известен как создатель «Божественной комедии», в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Дуранте дельи Алигьери (таково полное имя поэта) родился во Флоренции. Точная дата рождения неизвестна, имеются разногласия даже в отношении месяца: май или июнь 1265 года. О ранних годах жизни и семье поэта также известно мало и в основном из сочинений самого Данте. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. В возрасте 9-ти лет Данте впервые встречает 8-ми летнюю Беатриче Портинари, ставшую его возлюбленной и источником вдохновения на всю жизнь. Эта встреча – его первое автобиографическое воспоминание. Во второй раз Данте встретил свою Беатриче через 9 лет и она была уже замужем. В 1890 году Беатриче умерла, оставшись в памяти потомков только благодаря стихам Данте.

В 1292 году Данте вступает в брак с Джеммой Донати. Джованни Боккаччо (первый биограф Данте) считал этот брак исключительно политическим. Так или иначе, но Джемма ни разу не упомянута в произведениях поэта, и большую часть жизни супруги прожили раздельно (Данте в изгнании, а Джемма во Флоренции). Когда именно Данте начал писать стихи достоверно неизвестно, но к 1292 году относится создание поэмы «Новая жизнь», в которую вошла только часть его стихотворений, написанных к тому времени. В конце XIII века Флоренция была втянута в длительный конфликт между императором и Папой. Данте примкнул к партии противников папской власти, так называемых «белых гвельфов» и играл в ней не последнюю роль. Сначала удача была на стороне соратников поэта, им удалось победить противников, и в 1300 году Данте был избран членом правительствующего совета приоров. Однако такое положение продержалось недолго, уже в 1301 году власть в городе перешла к сторонникам Папы. Данте, который в то время был в отъезде, узнал, что его в числе прочих заочно приговорили к смерти и решил не возвращаться в родной город.

Всю оставшуюся жизнь Данте скитался по разным городам, он находил приют в Вероне, в Равенне, Болонье, был даже в Париже. Фактических сведений об этих годах мало (как, впрочем и обо всей жизни поэта). Сроки создания произведений Данте также могут быть определены лишь приблизительно. В 1304-1307 годах он начинает два больших сочинения: философские трактаты «Пир» и «О народном красноречии». Оба произведения остались незаконченными, возможно это связано с тем, что внимание Данте переключилось на создание своего главного труда, обессмертившего имя автора – «Божественной комедии». Книга писалась в течение 15-ти лет с 1306 по 1321 год, Данте закончил ее незадолго до смерти. В 1310 году Данте поддерживает германского императора Генриха VII, объявленного Папой Климентом также и королем Италии. Однако утвердить свою власть Генриху не удалось, в 1313 году он скоропостижно скончался. В 1321 году, возвращаясь из Венеции в Равенну, Данте заболел малярией и в ночь с 13 на 14 сентября поэт умер.

Изначально свое главное сочинение Данте назвал просто «Комедия». Такое название соответствовало средневековой традиции именовании поэтических сочинений. Эпитет «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо.

«Божественная комедия» полна аллегорий и без их анализа значительная часть смысла теряется. Также поэма обладает продуманной структурой: количество песен в каждой части (и в целом в произведении), количество строк в каждой песне, выбор терцина в качестве размера – все это имеет значение.

Портрет Данте работы Рафаэля, вынесенный в заголовок биографии, считается «каноническим» - именно это изображение присутствует на монете номиналом в 2 евро. Этот портрет Рафаэль писал через 200 лет после смерти Данте, основываясь на описании Джованни Боккаччо. Самому же Боккаччо в год смерти Данте исполнилось 8 лет и скорее всего его словесный портрет был записан со слов других людей. В 1921 году могила Данте в Равенне была вскрыта, и ученые сделали замеры костей черепа поэта. На основании этих обмеров в 2007 году был реконструирован предполагаемый облик Данте (приведен выше).

В 2010 году компания Visceral Games выпустила компьютерную игру по мотивам «Божественной комедии» -

1. Произведение начинается с Ада. В понимании средневековых людей ад располагался в центре земли, поскольку когда восставшего ангела свергли с небес, то упав с неба он прошел до самого центра земли. "Дьявол" с древнегреческого языка переводится как "остановится по середине". Что это значит? Это значит, что когда вы видите перед собой большую цель, большое желание, но при этом останавливаетесь, так и не дойдя до него. К примеру, "вы хотите чего-то по-настоящему великого, бесконечного, звезд, но потом останавливаетесь на деньгах, женщине, и какой-то голос говорит: ну все, хватит, не нужно больше никуда идти, не надо ничего искать, уже все есть и ты останаливаешься, перестаешь быть движимым этим поиском", - поясняет Франко Нембрини. Теперь я понимаю, почему очень часто важно дойти до самого конца, почему важно не останавливаться по середине любого своего начинания, не бросать что-то, потому что только так можно дойти до сути вещей.
2. Есть какой-то образ, что в ад охвачен огнем и грешников там жарят. Ничего подобного говорит Данте, чем ближе через круги ада вы спускаетесь к самому центру, тем холоднее становится. А сам Люцифер находится в глыбе льда. Почему такой образ? "Дело в том, что любовь - это движение, - говорит Франко, то есть ради любви вы встаете, что-то делаете, с кем-то разговариваете, вы что-то и кого-то должны любить, чтобы вставать с постели по утрам, то есть приходить в движение. В сознании Данте любовь - это движение., посмотрите движется все: кровь в жилах, земля вокруг солнца, движение означает жизнь. «Не жизнь» - означает «не движение», полное отсутствие движения. Именно поэтому все в центре ада не горит в огне, а наоборот все застыло во льду и холоде.
3. Перед адом есть лимб, это такое место, которое не принадлежит ни аду, ни чистилищу, не раю. Так что же это за место и в чем его смысл? Дело в том, говорит Нембрини, что там находятся души людей, которые не достойны даже ада. То есть даже самое плохое место не хочет принять их. Что же такого натворили эти люди при жизни? Вы удивитесь, но ничего. Вся их земная жизнь строилась по принципу "не рыба, ни мясо", они не были ни святыми, ни грешниками. То есть они прожили свою жизнь, так и не использовав ее ни на что. Эти души метаются с проклятиями в песчаной буре и проводник Данте Вергилий говорит о них: "То горесный удел тех жалких душ, что прожили не зная, ни славы, ни позора смертных дел". Это одно из самых жестоких наказаний во всей поэме для тех, кто не решает, не выбирает, не встает ни на чью сторону, о которых нельзя сказать ни хорошо, ни плохо. Это пресные люди, говорит Нембрини. И они не одиноки. "И с ними ангелов дурная стая, что, не восстав была и неверна Всевышнему, средину соблюдая". Их не захотел даже Ад, поэтому эти души и ангелы находятся в предверии, потому что сам Ад начинается после реки Ахерон. Этот факт в принципе поразил меня своей актуальностью. Я тоже не понимаю людей, которые живут по такому принципу Швейцарии.
4. Ближе всего к Люциферу люди, которые совершили самый большой грех - это предательство себя, своих родных, друзей и благодетелей. И там описана одна из самых ужасных сцен, которую я когда-либо читала и вообще могла вообразить в одном из фильмов ужасов. Там люди друг с другом сращены головами и один поедает другого и это продолжается бесконечное количество времени.
5. Весь пусть от ада до рая - это не только путь самого Данте, но и путь каждого человека. Поскольку путь начинается с того момента, когда Данте попадает в "сумрачный лес" и он должен пройти Ад, то есть признать зло, которое существует прежде всего в самом себе, затем научиться прощать других (Чистилище), и только потом можно выйти в Рай.
6. Что такое Рай? Данте, будучи мальчишкой был влюблен в девушку, которая затем умерла. Он был женат, однако в истории так и не сохранилось имя его жены. Осталось только имя Беатриче, имя девушки, в которую он был влюблен всю свою жизнь. Так вот рай для него - это исполнение этого обещания Великой любви. В раю его встречает Беатриче, девушка, с которой он даже не разговаривал. Однако все его друзья, видя, насколько потрясенным он был от встречи с ней, понимали что с Данте произошло нечто большее и именно поэтому он и задумал всю "Божественную комедию". Все это движение, весь этот путь, который он продел было вознаграждено встречей с Ней.
7. "Божественная комедия" считается совершенно идеальным произведением с точки зрения формы, сам текст был написан специальной рифмой, которую очень легко запомнить наизусть для того, чтобы пересказывать другим. Литераторы также вычислили, что чаще всего в произведении встречаются 4 цифры. Цифра 7 является божественной, поскольку именно за 7 дней был сотворен мир. Цифра 3 символизирует Бога, поскольку это символ троицы. Цифра 10 символизирует человека: когда земное (7) и божественное (3) соединились. А цифра 13 - является символом Христа, когда в нем объединился Бог (3) и человек (10). Так вот только эти цифры встречаются в 100 песнях.
8. Сам Данте к 35 годам стал приором Флоренции. Это значит, что по нашим меркам он стал «акимом города» и имел политический вес. Так вот когда он выпустил "Божественную комедию" самые простые жители, которые не могли ни читать, ни писать, обратились официально к властям, чтобы в городах проходили публичные чтения «комедии» для всех желающих с пояснениями.
9. Звезды. Это один из самых сильных образов, который чаще всего встречается в произведении и этим часто заканчиваются терцины-троистишья. Почему? Потому что именно звезды являются знаком присутствия Тайны и на протяжении сотни веков вызывали в людях любых наций и географий вопросы о смысле. И в Данте - особенно.

Данте Алигьери интересные факты из жизни и итальянского поэта и писателя изложены в этой статье.

Данте Алигьери интересные факты

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции.

Со своей возлюбленной Беатриче Данте разговаривал лишь дважды в жизни - в 9 и 18 лет. Когда они встретились во второй раз, она была замужем. Данте любил ее всю жизнь и посвятил ей много стихов.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Над «Божественной комедией» Данте трудился 15 лет.

В средние века латынь использовалась в качестве стандартного языка для создания литературных произведений. Но Данте рискнул и написал «Божественную комедию» на тосканском диалекте.

Благодаря «Божественной комедии» именно родной для Данте тосканский диалект по сей день служит основой литературного итальянского языка

В 1300 году Данте избрали на должность приора, однако позже он оказался втянут в политический конфликт между партиями Белых и Черных гвельфов, и вместе со своей партией Белых был изгнан из Флоренции. В городе, наполненном политическими волнениями, и хотя он занимал различные должности на протяжении многих лет, как политик, он был не очень успешным.

Загрузка...