dorogagizni.ru

Парные согласные звуки упражнения для дошкольников. Введение

Звонкие и глухие согласные. Знакомство со словами-действиями.

Цель:

    Дать понятие о звонкости-глухости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа.

    Познакомить со словами-действиями, их ролью.

    Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.

    Развитие фонематического восприятия.

    Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.

Оборудование : рабочий лист с заданиями (РЛ), карточки с картинками, контурное изображение большого дерева, небольшие конвертики-сюрпризы с вложенными карточками с согласными буквами (1 карточка в каждом), карточки с изображением звонка и уха.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Скороговорки.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

    Повторение изученного. Игра «Волшебное дерево»

У. – А начнем мы сегодня с игры. У меня есть картинки, которые нам нужно расположить на дереве или около него. (На доске выставляются картинки). Итак, посадите птицу на дерево справа, название которой начинается со звука [в]. (Параллельно с размещением картинок выставляются буквы на доске).

У. - Посадите на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел).

У. - Посадить под дерево слева птицу, название которой начинается со звука [ч] (чайка). Поместить под дерево справа животное, название которого начинается со звука [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука [ш] (шмель).

У. – С каких звуков начинались все эти слова? Д. – Согласных.

Картинки: ворона, дятел, чайка, слон, заяц, шмель, осы.

    Введение в тему занятия.

У. – Ребята, согласные звуки делятся на две группы: звонкие и глухие согласные. Сейчас мы потренируемся в определении звонких и глухих согласных. Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б, в, г]. Чувствуете, как вибрирует (двигается) гортань? Это звучат голосовые связки, как колокольчик, образуя звонкие согласные. Продолжайте держать пальцы на гортани и произнесите звуки [п, ф, к] – вибрации нет, голосовые связки не работают. Произносится только шум, похожий на звук напильника.

Пробуют любые два-три звука с учителем.

У. – А теперь распределим наши картинки в две группы по звонкости-глухости первого согласного.

У. – Посмотрите на рабочий лист. В левой его части мы сейчас будем работать. Надо назвать изображенный предмет и подписать картинку. Посмотрите на первую пару. Что нарисовано? (гора-кора). Запишем с помощью букв каждое слово. (Учитель на доске) Какой первый звук? и т.д. Посмотрите на слова. Чем они похожи по написанию и произношению? Чем отличаются? Давайте рядом со звонкими согласными приклеим картинку со звоночком.

Аналогична работа с другими словами.

    Физкультминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

    Развитие фонематического анализа и слуха.

У. – Найдите задание в правой части листа. Нам нужно, с опорой на картинки, выбрать и записать слоги. На первой паре картинок прочитайте, какие слоги предлагаются для выбора? (БА-ПА). Что нарисовано слева? (ламПа). Какой слог уже написан? (ЛАМ). Какой надо дописать? (ПА)

Аналогично с другими словами.

У. – Вернемся к нашему дереву. Скажите ребята, как одним словом назвать все слова-названия картинок? (слова-предметы). Сейчас мы с вами выполним задание в средине РЛ и узнаем что-то новое. Кто нарисован? (птицы). А знаете ли вы названия птиц, и какие звуки они издают? Попробуем разобраться вместе. Читаем слово и думаем, какой птичке оно подходит.

У. – Я еще раз прочитаю вам все слова. Как вы думаете, какой вопрос можно задать ко всем этим словам? (что делает?). Такие слова называются словами -действиями . Приведите свои примеры слов-действий.

У. - Давайте поиграем. Первый вариант будет хлопать в ладоши, когда я назову слова-предметы, второй – слова-действия.


У. – У нас есть задание в нижней части листа. Прочитайте слово. Каждой букве соответствует цифра – это код. С помощью этого кода мы сможем составить новые слова. Посмотрите на шифр. Поставим каждой цифре соответствующую букву и получится новое слово. Давайте попробуем.

Первое слово вместе, остальные самостоятельно с проверкой.

    Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, давайте повторим, какими же могут быть согласные звуки? (звонкими и глухими).

У вас на столах лежат конвертики-сюрпризы. Откройте их. У каждого из вас карточка с буквой, обозначающей согласный звук. Нужно определить, какой согласный звук обозначает ваша буква: звонкий или глухой. Затем повесить свою карточку рядом со звоночком, если согласный звук звонкий, и рядом с ухом, если согласный звук глухой.

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина - Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна - Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков )

Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные )

Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь .)

Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

Ребята, пойдёмте играть!

Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.

Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу )

А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие . А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. - Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет .)

А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з - с-с-с, в-в-в - ф-ф-ф, д - т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими , а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими .

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

Как вы это определили?

А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться.

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

том - (дом )

собор - (забор )

кот - (год )

почка - (бочка )

шар - (жар )

финт - (винт )

А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка )

зайка - (сайка )

блещут - (плещут )

жест - (шест )

грот - (крот )

вол - (фол )

8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку ).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку ).

У Андрея болит (зуб ).

Есть он может только (суп ).

Зимой мы строим ледяную (горку ).

Мышонок грызёт хлебную (корку ).

Расставаться с другом (жаль ).

Бабушка связала (шаль ).

9. Упражнение "Припоминай-ка".

А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими .)

Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

Да-а-а… Это целая наука!

Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?

А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателями на занятиях по обучению грамоте, родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 91»

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Выполнила воспитатель

Никитина М.М.

г.Нижнекамск, 2014

Глухой – звонкий»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры.

Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой- синий, если звонкий - синий с красной окантовкой.

«Наоборот»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные,

Ход игры.

I вариант.

Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой, и наоборот

2 вариант.

Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором - парные глухие(каждый ребенок по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

«Игра с мячом».

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому.

Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду.

Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

«Тима и Дим».

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры.

Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима- свои, а Дима- свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима - в стороны; Дима стал махать руками, а Тима - хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня - Феня, Клаша- Глаша.

«Чья команда победит?»

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры.

Педагог вызывает шесть детей и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое-со звонкой, например: «Заря» - «Смена», «Динамо» - «Торпедо», «Буревестник» - «Пахтакор» и т. д. Остальные дети - болельщики той или другой команды. Взрослый объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена»-с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не сможет подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

«Кто вернее и быстрее?»

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры.

Дети делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).

«Лото»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки - в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры.

Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он - звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук - глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

«Домино»

Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза - кукла, кукла -флаг, флаг - гуси, гуси -дыня, дыня - туфли, туфли - сова, сова -бусы, бусы - заяц, заяц - пальто, пальто - жук, жук - шишка, шишка - пусто - в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.

Ход игры.

Ведущий берет пластинку домино «ваза- кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза - кукла, кукла - флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

«Магазин – игрушек»

Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры.

Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы - покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук - звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной». Ребенок берет купленную игрушку на парту, чтобы позже поиграть.

Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.

«Найди картинке ее домик»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом -синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры.

Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии по этой теме.

«Загадки»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.

Ход игры.

Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.

Примерный материал:

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка.)

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито.

(Паутина)

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу

Лезут в воду,

Лезут в воду -

И плывут.

(Гуси.)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзшую землю

В шубу белую одел.

(Снег.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел).

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.

(Панама, шляпа.)

Он признался ножу:

Без работы я лежу.

Построгай меня дружок,

Чтобы я работать мог.

(Карандаш)


Загрузка...