dorogagizni.ru

Урок по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (5 класс). Тире между подлежащим и сказуемым Г

Класс: 5

Аннотация урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение . 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

Что такое предложение? Приведите примеры.

Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

Какие предложения бывают по интонации?

Может ли предложение быть без главных членов?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

Назовите главные члены предложения?

Чем они могут быть выражены?

Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Вариант 1

Выполнил:

  • Дон р…ка капризная
  • Июньская ноч.. к..р..тка.
  • Только труд вс..му основа.
  • Ц..на ч..ловеку дело его.
  • Пр..мая обязанность художника изображение действительности.
  • Понимание окружающего м..я цель.
  • Грузопод..емность судна велика.
  • Первая и главная прелесть рассказа это пр..стота и искренность.

Проверил:

Оценка:

Предварительный просмотр:

Вариант 2

Выполнил:

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, запишите, какой частью речи они выражены.

  • Ласковое слово это большая помощ.. в беде.
  • Книга источник знания.
  • Любовь к своей Родине это пламенное ж..лание ее процветания.
  • Правда это победа совести в ч..ловеке.
  • Озеро изумрудное.
  • Художественная л..тература это искусство слова.
  • Д..рога грязная.
  • Степь б..л..шой солнечный диск.

Проверил:

Оценка:

Предварительный просмотр:

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Подчеркните грамматическую основу.

Составьте слово из первых букв грамматических основ.

Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Подчеркните грамматическую основу.

Составьте слово из первых букв грамматических основ.

Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 1. Какой раздел русского языка изучает знаки препинания и правила их постановки? 2.Какой раздел русского языка изучает построение словосочетаний и предложений? 3. «Ты сегодня пойдешь в кино?» Укажите тип предложения по цели высказывания. 4. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает действие?

1 п у н к т у а ц и я с и н т а к с и с в о п р о с и т е л ь н о е п о д л е ж а щ е е

Тире Дефис «Ты выполнил домашнюю работу?» – спросил Дима. Из-за Из-под ВАЖНО

По какому принципу предложения распределены в два столбика? Я люблю русскую природу. Москва – столица нашей Родины. Даниель Дефо родился в Бристоле. Арена – круглая площадка в цирке. Скинуло кафтан зеленый лето. Гнездо – жилище птицы. Всю ночь пел соловей. Брошюра – небольшая книжка. Только серые вороны расшумелись на лугу. Пословица – мудрость народа.

Тире между подлежащим и сказуемым

Сущ.в им. п. – сущ.в им.п. Ученье – свет, а неученье - тьма

Подсказка! Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нужно вставить между ними указательное слово ЭТО или ВОТ. Глагол – (это) часть речи. Книга – (вот) лучший товарищ. Повторение – (это) мать учения.

Критерии отметки 0 – 1 ошибка 2 ошибки 3 – 4 ошибки 5 и более ошибок «5» «4» «3» «2»

Дон р…ка капризная Ласковое слово это большая помощ.. в беде. Июньская ноч.. к..р.. тка. Книга источник знания. Только труд вс.. му основа. Любовь к своей Родине это пламенное ж.. лание ее процветания Ц..на ч.. ловеку дело его. Правда это победа совести в ч.. ловеке. Пр..мая обязанность художника изображение действительности. Озеро изумрудное. Понимание окружающего м..я цель. Художественная л.. тература это искусство слова. Грузопод.. емность судна велика. Д..рога грязная. Первая и главная прелесть рассказа это пр.. стота и искренность. Степь б..л.. шой солнечный диск.

Дон – р е ка капризная. Ласковое слово – большая помощ ь в беде. Июньская ноч ь к о р о тка. Книга – источник знания. Только труд - вс е му основа. Любовь к своей Родине – это пламенное ж е лание ее процветания. Ц е на ч е ловеку – дело его. Правда – это победа совести в ч е ловеке. Пр я мая обязанность художника – изображение действительности Озеро изумрудное. Понимание окружающего – м о я цель. Художественная л и тература – это искусство слова. Грузопод ъ емность судна велика. Д о рога грязная Первая и главная прелесть рассказа - это пр о стота и искренность. Степь – б о льшой солнечный диск.

Составьте слово из первых букв грамматических основ. Он толкнул вазу. Лодка исчезла вдали. Вдруг налетели чайки. Облачно. Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

О н т олкнул вазу. Л одка и счезла вдали. Вдруг н алетели ч айки. О блачно. Отлично

Дополните предложения Мне понравилось на уроке… Мне было интересно… Сегодня я понял…


Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

    существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;

    инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;

    числительным и существительным, например: Четыре – четное число;

    существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .

УПРАЖНЕНИЕ

    Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).

    А вы _ не охотник? (Тургенев).

    Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).

    Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).

    Пруд _ как блестящая сталь (Фет).

    Они _ какие-то помещики (Достоевский).

    Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).

    Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).

    Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).

    Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).

    Невежда без души _ зверь (Фонвизин).

    Вы _ студент? (Достоевский).

    Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!

    Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).

    Вспомните, что автор "Симфонии" _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).

    Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).

    И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! (Бунин).

    И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин).

    По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).

    Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, - продолжала она шептать. (Горький).

    Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).

    Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.

    Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).

    Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).

    Талант у него _ дай бог каждому.

    Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

    Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).

    Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).

    Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

    Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).

    Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).

    Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).

    Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

    Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).

    Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).

    Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Пацына Зарина Биктымеровна

КГУ «СШ № 2 г. Тайынша»

Урок в 5 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Цель: формировать умения и навыки правильной постановки тире между главными членами предложения.

Ожидаемые результаты: - находить главные члены предложения

Выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Ход урока

I Организационный момент

Психологический настрой

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. ([email protected])

II Синтаксическая пятиминутка

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая.

III Фронтальная работа с классом.

- Назовите главные члены предложения.

- Что такое подлежащее?

- Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

- Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения. Приведите примеры.

IV Исследование нового материала

1) Сравним два предложения:

Лес опустел.

Знание – сила.

Задания:

Подчеркните грамматическую основу этих предложений.

Чем отличаются эти предложения?

Тема нашего урока сегодня: Тире между подлежащим и сказуемым.

Чему мы должны научиться на уроке?

Чего должны добиться?

2) Практическая работа

Запишите предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены? В каком падеже стоят данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сделайте вывод.

3) Вывод : Работа в справочниках.

Тире ставится:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа

Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме

Если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой – глаголом в неопределенной форме

4) Закрепление

Расставить знаки препинания в предложениях. Подчеркнуть грамматические основы.

Услуга в дружбе – вещь святая.

Полог – единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

Я – честный человек и никогда не говорю комплиментов.

Чай пить – не дрова рубить.

Они – не люди, волчата, у них звериная масть.

Я – охотник.

Бедность – не порок.

V Обобщение

Назовите главные члены предложения.

Чем чаще всего они бывают выражены?

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

VI Постановка домашнего задания.

Правила выучить, упражнение 200

VII Рефлексия

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Было трудно...

Русский язык 5 класс

Сабитова З.К., Павленко В.К.

Алматы: Атамұра, 2010

§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым - Учебник по Русскому языку 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)

Краткое описание:

Вы уже знаете, что смысловым центром предложения являются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Как правило, между этими членами предложения не ставится никаких знаков разделения или выделения. Исключение составляет тире между подлежащим и сказуемым.
Для начала необходимо вспомнить, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Самое часто встречаемое выражение подлежащего – это имя существительное, которое стоит в именительном падеже. Сказуемое чаще бывает выражено глаголом в различных формах, однако может быть выражено также существительным в именительном падеже.
Когда мы встречаем предложение, в котором оба главных члена выражены именами существительными, стоящими в именительном падеже, мы должны знать, что между ними нужно поставить тире.
Осталось разобраться, где именно должен стоять этот знак. Помните, мы говорили о группах подлежащего и сказуемого. Нужно мысленно разделить предложение на эти группы и поставить между ними тире.

Загрузка...